Мы чуть-чуть поговорили об активности так называемых «суперхристиан», с их угрозами кинотеатрам и зрителям еще не вышедшего фильма.
Я, вообще, поинтересовался мнением Русской православной церкви, мне было интересно, что там думают об этом, и позвонил вполне официальному лицу – позвольте мне не называть его, но поверьте мне, что это лицо имеет место быть и я с ним разговаривал. Он отослал меня к словам заместителя одного из отделов Московского патриархата, который будто-бы что-то сказал по этому поводу. Я посмотрел – и он действительно сказал. Смысл того, что он сказал, следующий: что любая общественная организация имеет право высказать свое мнение по поводу чего угодно, в том числе и по поводу фильма «Матильда», но не имеет права и не может говорить от имени РПЦ, от имени верующих.
Я, конечно, задаюсь вопросом – а угрожать имеют право? В общем нет, не имеют, не должны, по крайней мере это явствует из сказанного. Но вот я подумал: хорошо бы высказался церковный чин все-таки повыше, при всем моем уважении. Особенно учитывая выступления епископа Егорьевского – Тихона, сказавшего о фильме, который он тоже, по-моему, не видел, что это клевета на реально существовавших людей. Вот Алексей Учитель имеет право показывать, но имеет ли право клеветать? Нет, наверное. Поэтому – что, если это клевета, надо фильм запрещать?
Что касается экс-прокурора Крыма, а ныне депутата Государственной думы Натальи Поклонской, то я просто хочу процитировать, что она сказала в своем депутатском запросе генеральному прокурору РФ:
«Россия представлена в фильме как страна виселиц, пьянства и блуда. Нельзя допустить, чтобы в массовый прокат вышел фильм, являющийся сознательной антиисторической подделкой, направленной на дискредитацию, глумление и клевету над одним из самых почитаемых святых нашей церкви – царя, страстотерпца Николая II и членов его семьи».
То есть уже все сказано по поводу фильма, разве такой фильм может выходить? Неважно, что вы его не видели… вообще, очень мне сильно напоминает историю с «Доктором Живаго» Пастернака, который осуждали все настоящие, преданные коммунисты, советские люди, хотя не читали, потому что читать его было запрещено. Но они знали, что эта книга антисоветская, вредная и так далее.
Конечно, защищать чувства верующих, наверное, надо. А как насчет чувств неверующих? Их надо защищать или нет? Как быть, если вдруг это правда – что на самом деле у цесаревича была любовница – неприятная, может быть, кому-то, но правда? Как быть, если эта правда кого-то оскорбляет, чьи-то чувства, в данном случае религиозные. А если не оскорбляют? А если чьи-то высказывания оскорбляют чувства неверующих, – как тогда быть?
Вообще, как мне кажется, хорошо было бы подумать, что происходит, во что мы влезаем и к чему приводят законы, которые, скажем так, – может быть, не до конца продуманы? Мне кажется, это было бы полезно.
Известный писатель, историк, драматург Эдвард Радзинский назвал глупостью и безумием скандальные события вокруг еще не вышедшего на экраны фильма “Матильда ” , за и против которого развернулась масштабная информационная кампания. "Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью" , - сказал Радзинский в интервью Владимиру Познеру на Первом канале в программе “Познер ” .
Отвечая на вопрос Познера, писатель отметил: "Вы хотите, чтобы я сказал нашу любимую формулу: я этот фильм не видел, но хочу вам сказать..."
"Женщина, прелестная, красивая женщина - вы спрашиваете меня накануне Дня влюбленных, как я отношусь к красивой женщине по поводу фильма, который она не видела - я вам отвечаю: женщина-красавица всегда права, даже если она прокурор" , - не без иронии сказал Радзинский.
"Дальше наступает наша история, потому что она прелестна, - продолжил с улыбкой драматург. - Множество ревнителей веры почему-то вмешиваются в роман, который произошел сто лет назад, с полной яростью... Они тоже не видели фильм. Это же прелестно: они хотят заклеймить фильм, который они не видели" .
Радзинский также добавил, что хотел бы увидеть судебное заседание, где помимо прочего будет адвокат, который тоже не видел этот фильм. "Я готов быть свидетелем - фильм, который я тоже не видел тоже готов его защищать, или нападать" , - отметил он и уже серьезно добавил, что вся эта ситуация свидетельствует о том, что "мы рождены, чтоб Кафку сделать былью" .
"Вы понимаете, это безумие, которое постепенно овладевает..." , - подчеркнул Радзинский.
В этой связи он напомнил о скандале вокруг выставки Вадима Сидура , где молодые люди совершили погром. "Приходят мускулистые молодые люди и начинают рушить. Сидур, к сожалению, защитить свои работы не может. Он умер. Умер он немножко рано, потому что он воевал, и на войне был очень ранен... Он не может им объяснить, что Христос, которого он представил - этот тот Христос, который видел Освенцим, который видел Бабий Яр.. что он так ему мерещится" , - сказал Радзинский.
По его словам, совершенно все равно, что погромщики не вдаются в такие подробности, но его очень пугает, что это не интересно, похоже, никому.
Радзинский считает, что совершивших налет на ту выставку не нужно отправлять за решетку. "Вы просто возьмите с них деньги. Потому что мы живем в этом страшненьком мире, который называется мир денег. Возьмите у них деньги за скульптуру - она стоит немножко - 70 тысяч долларов, я узнавал. И уверяю вас, вдруг вера, тишина - все наступит, никого не нужно будет учить" , - сказал он.
"Заканчивая об этой глупости... первые уроки истории я получил, стоя за дверью. К отцу приходил Юрий Карлович Олеша, они разговаривали, а я тихо подслушивал. И там среди прочего Олеша сказал цитату, и я 14-ти лет ее к сожалению и ужасу запомнил. Он сказал: Хорошо было Ною, в его жизни был всего один потоп. Правда, потом пришел Хам, но ведь тоже всего один. У нас Хамов много" , - заключил Радзинский.
Тема Матильды Ксешинской - выдающееся достижение современных политтехнологий. Использовать для киносценария роман цесаревича с балериной - это замечательная мысль! Я был просто в восторге от этого скандала! Поглядите - сегодня все умы в России который месяц обсуждают: что делал молодой человек Николай, который написал в своем дневнике: «Ушел утром от маленькой К.» Что он у нее делал? Ну, конечно же, он всю ночь рассуждал с ней о судьбах России, что же еще?!
Вообще, отношения с балеринами у людей высшего сословия в царской России были некой «гусарской традицией». Если составить список великих князей, которые жили с балеринами, то этот список получится очень длинным. Но Николай Второй - конечно, он же святой, поэтому он, естественно, с балеринами не жил.
На мой взгляд, тема «Матильды» уже умерла, и обществу нужно что-то новое - например, президентство Ксении Собчак. Главное, чтобы не было паузы в темах.
Когда я вижу скандал вокруг «Матильды», мне, вот честное слово, хочется смеяться. Ну, господа, нельзя же вот так - в стране произошла великая революция, которая абсолютно не описана! Исторические источники о ней до конца не опубликованы, непонятен до конца даже момент с отречением Николая Второго от престола - все версии об этом крайне спорны. Крайне запутана и непонятна история Февральской революции, равно как и то, почему в предреволюционной России была фактически парализована власть. А мы, вместо того чтобы все это исследовать, занимаемся какой-то чушью - только потому, что кому-то понравилось нас сводить с ума вот таким способом!
Кому-то, видимо, очень понравилось, что вместо всех этих серьезнейших для истории вопросов мы занимаемся юношеским романом Николая и великой балерины! Я понимаю: сегодня у нас возник правящий класс, и ему хочется развлекаться, ему хочется веселиться. И Алексей Учитель, с точки зрения киношника, все сделал очень правильно - он избрал самую милую, веселую тему - Матильда, балет, юный царь… Возможно, все это будет невероятно приятно зрителям и почитателям его таланта.
Но главная беда, на мой взгляд, в том, что нынешний правящий класс просто не хочет беспокоиться. А ему беспокоиться надо, причем срочно - потому что «не все в порядке в датском королевстве». Абсолютно не все в порядке в стране!
Поэтому на месте сегодняшних власть предержащих я бы все-таки не развлекался с «Матильдой», а занялся бы делом. Например, я бы тщательно исследовал и обстоятельно обсудил истинные причины русской революции - вместо того, чтобы заниматься ерундовыми расследованиями.
Именно для сегодняшней власти принципиально, на мой взгляд, выяснить то, почему и как в какие-то три дня рухнула гигантская машина - с полицией, с сотнями тысяч патриотически настроенных граждан, с огромной боеспособной армией? Я бы пристально изучил и то, почему империя погибла буквально накануне победы - все документы говорят о том, что уже в конце 1917-го на всех фронтах намечался перелом, и Германия потерпела бы разгромное поражение. Все это можно прочитать даже в записках Черчилля.
Нынешней власти было бы очень полезно знать, почему весь этот ужас так быстро и неотвратимо произошел. И как вышло, что власть в огромной стране оказалась буквально брошенной на землю - за нее в какой-то момент решительно никто не держался. И почему оказалась настолько бездарной русская буржуазия, пришедшая к власти - та самая, которая находится у власти и сейчас. Только те люди еще и поголовно заканчивали Оксфорд, Кембридж, а многие из них говорили на четырех-пяти языках.
Понимаете, изучая прошлое, я изучаю не только настоящее, но еще и будущее. И каждый год в декабре я делаю свои прогнозы событий в государстве на следующий год - и эти прогнозы почти всегда сбываются! Это - главная причина, по которой я никому никогда их не показываю!
Нынешние властители должны четко знать, почему их предшественники век назад так глупо упустили страну. И почему они оказались абсолютно беспомощны перед большевиками, лишившись царских штыков. Они изо всех сил ругали власть, когда был порядок. Но, как только наступил беспорядок, они оказались никчемны, бездарны, и большевики просто подобрали власть - она же буквально валялась на земле! Все эти моменты сегодня намного важнее, чем мимолетный роман юного царя с балериной. Но власть сегодня, по-видимому, этого не понимает, и это потенциально очень опасно для страны.
Напомним, скандал вокруг фильма «Матильда» в ноябре 2016-го инициировала экс-прокурор Крыма, депутат Госдумы Наталья Поклонская. За прошедшее время она более 40 раз обращалась в надзорные органы с требованием проверить фильм Учителя на финансовую чистоту и не допустить его выхода в российский прокат. Ее поддержали несколько радикально настроенных патриотических организаций, которые организовали нападения на студию Алексея Учителя, офис его адвоката и кинотеатры. Однако Минкультуры РФ все же выдало фильму прокатное удостоверение, а Генпрокуратура РФ оставила за «Матильдой» право проката. Глава Владимир Мединский публично назвал шумиху вокруг ленты «намеренно нагнетаемой истерией».
Известный историк сравнил фильм о романе императора и балерины с президентством Собчак.
Подогреть шумиху вокруг романа Николая II и балерины Матильды Кшесинской было удачным ходом, чтобы затмить все остальные более важные дискуссии. Таким мнением поделился с "Санкт-Петербург.ру " известный историк и писатель Эдвард Радзинский.
Фото: Витали Беспалов / Санкт-Петербург.ру
"Это одно из достижений современного политтехнолога - заставить всю страну обсуждать не революцию, а Матильду. Это потрясающе, готов аплодировать, - иронизирует Радзинский на вопрос о роле романа Николая II и Матильды в его судьбе. - Что делал в 1893 году молодой человек, который записывает в дневнике "ушел к утру от маленькой К"? Наверное, разговаривал с ней о судьбах России, о чем же мы еще будем рассуждать?".
По мнению историка, случай с фильм Матильда " не единичный. "Постоянно поднимаются такие новые темы - например, президентство Собчак. Потому что у умов некоторая пауза, нужно чем-то это заполнять", - уточнил историк, добавив, что "если вы поищите информацию, кто из великих князей жил с балериной, то получите длинный список - такая вот традиция".
Сам фильм не вызывает у Радзинского большого интереса. "В России есть правящий класс, который хочет веселиться. Режиссер Учитель выбрал самую милую и веселую тему - Матильда, балет… Она, думаю, будет невероятно приятна его зрителям Этот правящий класс не хочет беспокоиться, а ему беспокоиться надо. Потому что не все в порядке в Датском королевстве", - рассказал историк.
Читайте также:В понедельник, 23 сентября, в Петербурге состоится премьера фильма режиссера Алексея Учителя "Матильда ". Фильм получил прокатное удостоверение Министерства культуры России.
Большой интерес к картине подогрет чередой скандалов, связанных с действиями депутата ГД Натальи Поклонской и различных активистов, выступающих против показа фильма.
Известный писатель, драматург Эдвард Радзинский считает, что Российская империя много лет шла к революции, и отречение Николая II было неизбежным.23.10.2017 АиФ СПб Сегодня в Петербурге авторский вечер Эдварда Радзинского. Накануне известный историк, писатель, драматург уже встречался со своими читателями, где говорил об Октябрьской революции.
23.10.2017 ГТРК Санкт-Петербург Писатель Даниил Гранин. Фото: Baltphoto В агентстве «Интерфакс Северо-Запад» на Садовой улице, 38 в Петербурге, пройдет пресс-конференция, посвященная открытию выставки «Люди хотят знать»,
03.09.2019 Moika78.Ru
В год 100-летия революции историки анализируют события вековой давности, строя догадки, как могла развиваться страна, не приди к власти большевики. Автор книг по истории России, ставших мировыми бестселлерами, Эдвард Радзинский посетил Петербург, чтобы рассказать о трагедии тех дней, роли главных исторических личностей и неминуемости тех или иных событий, содрогнувших страну в начале XX века.
О главном «революционере»
- Революция - это вселенский театр. Здесь вчерашний адвокат ведет на штурм, вчерашний художник руководит армиями, а ничтожество становится у власти. Многие слышали формулу, что «революцию задумывают романтики, осуществляют фанатики, а пользуются ею мерзавцы». Но здесь мудро опущено упоминание главного революционера. Революцию задумывают романтики, осуществляют фанатики и … власть! Главным революционером, как писал великий князь Александр Михайлович несчастному Николаю II, у нас является правительство, которое делает все, чтобы она состоялась.
Во время уже Февральских событий в Москве на лобном месте как-то собралась огромная группа слепых нищих. Они пели песни Смутного времени... В стране в то время только слепые понимали, что будет.
Самая умелая в добывании денег, самая хитрая, приспособленная годами жить нелегально, русская буржуазия была всегда отделена от власти. Получив эту власть, она не знала, что с ней делать. Троцкий замечательно сказал: после революции у нас не двоевластие, у нас двоебезвластие. Все занялись нормальной вещью: скупали дворцы, занялись деньгами, а надо было заниматься страной. У страны, к ужасу, оказалась бездарная элита.
Эдвард Радзинский: « У страны, к ужасу, оказалась бездарная элита». Фото: АиФ / Мария Соколова
О неизбежности отречения Николая II
Николай II понимал, что происходит. Атмосфера в стране была соответствующая. Даже глава монархистов Владимир Пуришкевич, выступая в Думе, говорил: нити от министров находятся в руках Распутина и царицы Александры Федоровны, которая «осталась немкой на русском престоле, чуждая стране и народу». А что говорил Александр Гучков и Павел Милюков? Слово «измена» ходило по всей армии. Царь отлично понимал, что у него два выхода - или царица, или отречение от престола. Другого выхода не было. Его называли «сумасшедший шофер, который ведет страну в пропасть»… Потом будет сказано, что великие князья ждали, что Дума инициирует действия, а Дума ждала нормального династического переворота. Поэтому рано или поздно, но отречение должно было состояться.
О роли Матильды Кшесинской
Одно из достижений современного политтехнолога - заставить страну обсуждать не революцию, а Матильду. Это потрясающе, я готов аплодировать! Что делал молодой человек, записывая в дневнике: «Ушел утром от маленькой К»? Ясно, разговаривал с ней о судьбах России!
Если составить список, кто из великих князей жил с балеринами, то он будет длинный. Такая гусарская традиция.
О Великой Французской революции
У революций есть особенность - они все похожи. Большевики брали методы времен Великой французской революции. Они даже террор начали готовить раньше, потому что помнили, что это спасло дело во Франции. Художники повторяли стиль Жак-Луи Давида, делали гигантское полотно с Троцким, изображавшее заседание секции интернационала. Интересно, что Давид не мог выставить свою картину, потому что всех гильетинировали. То же самое произошло и с полотном, на котором был изображен Лев Давидович. Картина была экспонирована один раз и вскоре попала под запрет.
Революции похожи концом - они все убивают своих детей в обязательном порядке. Поэтому весь торжествующий зал обычно отправляется к расстрельной стенке или прямой дорожкой на гильотину.
О роли шпионов в развитии революции
Какова цена империи, которую могут сбросить шпионы - английские, немецкие или японские? Так сложилось, что мы никогда не виноваты, у нас всегда виноваты другие, кто плохо к нам относится, кто живет за нашими пределами. А мы несчастные. Правда, возникает вопрос, кто все это делал? Кто сбивал кресты с колоколен, вешал красные ленты? Это не мы, это все шпионы нас надоумили.
О предсказаниях
Каждый год я пишу себе предсказания на ближайшие 12 месяцев и никому их не показываю. Меня очень радует и печалит одновременно, что они сбываются. Я рассказываю историю, чтобы читатели могли сами делать эти предсказания. К сожалению, говоря о прошлом, я рассказываю не только о настоящем, но иногда и о будущем. В этом беда. Поэтому я этот труд продолжаю.
О Распутине
После выхода книги о Николае II на меня давили, чтобы я сразу написал о Распутине. Но я не мог приступить к работе, так как понимал - никакого Распутина не существует, есть лишь политическая фигура, которую одевают в зависимости от необходимости.
В этот момент Мстислав Ростропович купил на Sotheby"s сборник документов - следственные дела о Распутине. Возможно, они ушли из России, потому что в них были показания тех, кто любил Григория, был его сторонником или фанатиком. Посмотрев их, я понял, что портрет может сложиться, что на страницах я могу показать его живого. И я взялся за книгу. Она стала бестселлером, но плохо читалась. Дело в том, что в умах уже существовал другой образ Распутина. И он был могущественнее, чем этот - настоящий.
Работая с документами, я пытался поймать его настоящего. Было удивительно, что люди не могли его одинаково описать. Одни говорили «у него хлебные зубы», другие, что у него выпали зубы и остались одни черные точки. Одни утверждали, что он огромный, другие - что он приземистый и горбится. И это люди, которые наблюдали Распутина каждый день. Он менялся как хамелеон. По мере того, как я писал эту книгу, странице на 300-ой я признался, что не могу его поймать, что я все время ловлю какую-то его личину.
Но вот он однажды сидел на кровати дочери своего издателя и сказал: «Почему ты меня с нее не прогонишь? Я же черт». Здесь он говорит правду. Он мучился. Это человек, который ходил и отгонял от себя дьявола.
Эдвард Радзинский: « Распутин - это человек, который ходил и отгонял от себя дьявола». Фото: АиФ / Мария Соколова
Все эти записи меня потрясли. Но даже потом, после выхода книги, Распутин меня не отпускал. С Украины мне прислали еще один том из того же дела. И это потрясающие вещи. В них рассказывается, как к нему ходили чиновники и их жены через черную лестницу, потому что он уже стал символом темных сил. Как жена Витте ходила к нему, как они договаривались вернуть Витте (что, возможно, спасло бы империю). Это ужасно интересно, но надо бежать из этого плена, потому что еще раз погрузиться туда на три года, это тяжело.