Значение темперамента и характера в профессиональном самоопределении. Конспект урока "значение темперамента в профессиональном самоопределении". Работа для разных типов темперамента

15.09.2021

«Значение темперамента и характера
в профессиональном самоопределении».
Конспект психологического занятия для учащихся 9 классов.
Автор: Педагог-психолог МОУ СОШ № 3 п. Усть-Камчатск
Камчатского края Шакирова Ольга Алексеевна.
Цель: Создание условий для анализа своих черт характера, выбора профессии, изучение своего темперамента.
Задачи:
1.Обобщить знания учащихся о понятии «темперамент и характер».
2.Познакомить с профессиями по каждому типу темперамента.
3.Развивать рефлексию, потребность в саморазвитии.
1.Вступление.
Тема нашего занятия «Значение темперамента и характера в профессиональном самоопределении». (слайд №1) И мы с вами постараемся разобраться в том, какую же роль играет темперамент и характер в выборе будущей профессии.
2.Игра «Угадай по качествам характера».
Один ученик выходит из класса, группа загадывает одного из участника. Затем снова приглашают ученика, который должен угадать загаданного участника по чертам характера. Ведущий называет различные черты характера (как положительные, так и отрицательные), а группа подтверждает, есть это качество или нет у загаданного ученика.
3. Мозговой штурм: Характер –это …. (ответы записываются на доске)
4.Мини-лекция с использованием презентации.
В переводе с греческого «характер» - это печать души. С научной точки зрения характер – это совокупность приобретённых устойчивых свойств личности, его особенностей, которые определяют поведение и деятельность человека (слайд №2).
Структура характера следующая: (слайд №3 и №4)
1) Черты характера по отношению к людям.
2) Черты характера по отношению к вещам
3) Черты характера по отношению к себе.
4) Черты характера по отношению к деятельности.
Обсуждение по каждому пункту: какие черты характера есть у вас, почему ты решил, что эта черта характера есть у тебя.
С древних времён учёные пытались объяснить, почему на одни и те же события люди реагируют по-разному: кто-то спокойно, а кто-то бурно.
Одним из первых поведение человека начал изучать учёный Древней Греции, отец медицины – Гиппократ. Изучая поведение, он пришёл к выводу, что человек обладает темпераментом.
Темперамент – это совокупность врождённых индивидуальных особенностей личности, которая характеризует динамическую и эмоциональную сторону её деятельности и поведения (слайд №5).
Изучая строение человека, Гиппократ пришёл к выводу, что темперамент зависит от того, какая жидкость преобладает внутри человека, всего он выделил 4 вида жидкостей.
Если преобладает красная жидкость – сангвис, (слайд №6), то человек весёлый, жизнерадостный, энергичный, общительный, отзывчивый, выносливый, сдержанный, трудолюбивый и т.д.Если преобладает жёлтая жидкость – холе, (слайд №7), то человек решительный, упрямый, вспыльчивый, нетерпеливый, суетливый, настойчивый, агрессивный, находчивый т.д.Если преобладает черная жидкость – меланхоле, (слайд №8), то человек стеснительный, обидчивый, застенчивый, неуверен в себе, чувствительный, мнительный, скрытный, малообщительный и т.д.Если преобладает белая жидкость – флегма (слайд №9), то человек спокойный, рассудительный, надёжный, терпеливый, медлительный, аккуратный, осторожный, внимательный.Таким образом, он выделил два типа темперамента: сильный и слабый.
На сегодняшний день наукой установлено, что под силой нервных процессов понимают способность человека выдерживать большие нагрузки (физические, психологические) слайд №10.
слайд №11.

Обсуждение реакции людей с различным типом темперамента на смятую шляпу (слайды №12-24).
5.Тест «Формула темперамента» Белов А. (Л.Д. Столяренко «Основы психологии» Ростов на Дону 1997г.).
Инструкция: Отметьте знаком «+» те качества, которые вам присущи.
1. ХОЛЕРИК
Неусидчивы, суетливы;
Невыдержанны, вспыльчивы;
Нетерпеливы;
Резки и прямолинейны в отношениях с людьми;
Решительны и инициативны;
Упрямы;
Находчивы в споре;
Работаете рывками;
Склонны к риску;
Незлопамятны;
Обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью;
Неуравновешенны и склонны к горячности; Агрессивный забияка;
Нетерпимы к недостаткам;
Обладаете выразительной мимикой;
Способны быстро действовать и решать;
Неустанно стремитесь к новому;
Обладаете резкими порывистыми движениями;
Настойчивы в достижении поставленной цели; Склонны к резким сменам настроения
2. САНГВИНИК
Веселы и жизнерадостны
Энергичны и деловиты
Часто не доводите начатое дело до конца
Склонны переоценивать себя
Способны быстро схватывать новое
Неустойчивы в интересах и склонностях
Легко переживаете неудачи и неприятности
Легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам
С увлечением беретесь за любое новое дело
Быстро остываете, если дело перестает вас интересовать
Быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую
Тяготитесь однообразием будничной кропотливой работы
Общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности в новыми для вас людьми
Выносливы и работоспособны
Обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся жестами, выразительной мимикой
Сохраняете самообладание в неожиданной, сложной обстановке
Обладаете всегда бодрым настроением
Быстро засыпаете и пробуждаетесь
Часто не собраны, проявляете поспешность в решениях
Склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаться.3. ФЛЕГМАТИК
Спокойны и хладнокровны
Последовательны и обстоятельны в делах
Осторожны и рассудительны
Умеете ждать
Молчаливы и не любите попусту болтать
Обладаете спокойной, равномерной речью, с остановками
Сдержаны и терпеливы
Доводите начатое до конца
Не растрачиваете попусту сил
Придерживаетесь выработанного распорядка дня, жизни, системы в работе
Легко сдерживаете порывы
Маловосприимчивы к одобрению и порицанию
Незлобивы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес
Постоянны в своих интересах и отношениях
Медленно включаетесь в работу и медленно переключаетесь с одного дела на другое.
Ровны в отношениях со всеми
Любите аккуратность и порядок во всем
С трудом приспосабливаетесь к новой обстановке
Обладаете выдержкой
Несколько медлительны.
4. МЕЛАНХОЛИК
Стеснительны и застенчивы
Теряетесь в новой обстановке
Затрудняетесь установить контакт с новыми людьми
Не верите в свои силы
Легко переносите одиночество
Чувствуете подавленность и растерянность при неудачах
Склонны уходить в себя
Быстро утомляетесь
Обладаете тихой речью
Невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника
Впечатлительны до слезливостиЧрезвычайно восприимчивы: к одобрению и порицанию
Предъявляете высокие требования к себе и окружающим
Склонны к подозрительности, мнительности
Болезненно чувствительны и легко ранимыЧрезмерно обидчивы
Скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем своими мыслями
Малоактивны и робки
Уступчивы и покорны
Стремитесь вызвать сочувствие и помощь у окружающих.
Обработка и интерпретация результатов:
Если количество положительных ответов того или иного типа составляет 16-20, то у вас ярко выражены черты данного типа темперамента. Если же ответов насчитывается 11-15, значит качества данного темперамента присущи вам в значительной степени. Если положительных ответов 6-10, то качества данного типа присущи вам совсем в небольшой степени. А теперь определите формулу темперамента:
Фт=ХAxA×100%+CCAcA×100%+ФАфА×100%+MMAмA×100%Где Фт- формула темперамента, Х – холерический темперамент, С- сангвинический темперамент, Ф – флегматический темперамент, М – меланхолический темперамент, А – общее число плюсов по всем типам, Ах – число плюсов в холерике, Ас – число плюсов в сангвинике, Аф – число плюсов во флегматике, Ам – число плюсов в меланхолике. В конечном итоге формула темперамента приобретает приблизительно такой вид:
Фт = 35%Х + 30%С + 14%Ф + 21%М.
Это значит, что данный темперамент на 35% холерический, на 30% сангвинический, на 14% флегматический, на 21% меланхолический. Если относительный результат числа положительных ответов по какому-либо типу составляет 40% и выше, значит, данный тип темперамента является у вас доминирующим, а остальные являются фоном, если 30 – 39%, то качества данного типа темперамента выражены ярко, если 20 – 29%, то качества данного типа темперамента выражены средне. Если 10 – 19%, то качества данного типа темперамента выражены в малой степени.
6.Работа с текстом, ознакомление с профессиями по каждому типу темперамента. Каждому ученику выдаётся текст
«Виды профессий по каждому типу темперамента».
Холерический темперамент:
Люди этого темперамента быстры, подвижны, возбудимы. У холерика выразительная мимика, живая речь, резкие движения. В общении с людьми холерик может быть резок, провоцируя конфликтные ситуации. Поскольку потребность в общении у холериков повышена, они легко могут овладеть профессиями, связанные с общением – сфера обслуживания, политика, юриспруденция, администрирование (воспитатель, продавец, спортивный тренер, врач, медсестра, лектор, прокурор, адвокат, судья, журналист, милиционер, пожарник, военнослужащий, учитель и т.д.)Сангвинический темперамент:
Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного дела на другое, не любит разнообразия. Он без труда контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, любит общение. Сангвинический темперамент не накладывает никаких ограничений на выбор профессии. При желании вы можете иметь успех в любой области профессиональной деятельности.
Флегматический темперамент:
Флегматики медлительны и уравновешенны. Они, как правило, доводят начатое дело до конца. У флегматиков есть склонность к систематической работе, умение концентрироваться на поставленной задаче. Флегматик способен выдерживать большие эмоциональные нагрузки, его трудно вывести из равновесия, он может работать в тяжёлых природных условиях, легко переносит одиночество. Флегматик может легко овладеть профессиями, требующие усидчивости, аккуратности, точности, терпения, силу воли, не связанными с широкими человеческими контактами: спорт, программирование, конструирование, искусство, наука, образование, работа с текстами, с животными и растениями (ветеринар, ювелир, агроном, животновод, лётчик, инженер, механик, геолог, моряк, охотовед, пчеловод. Программист, океанолог, вулканолог, археолог, архитектор, художник, дизайнер, спортсмен и т.д.).Меланхолический темперамент:
Чувства и эмоциональное состояние у людей этого темперамента отличаются глубиной, большой силой и длительностью. Природа наградила меланхоликов тонкой нервной системой особой восприимчивостью, чуткостью и ранимостью. Их отзывчивость притягивает людей. Они избегают незнакомых людей, чувствуют себя неловко в новом обществе. В привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом работают очень продуктивно. Высокая чувствительность в сочетании с потребностью в одиночестве рождает творцов. Люди, обладающие меланхолическим темпераментом, легко могут освоить творческие профессии (художник, поэт, писатель, композитор, модельер, скульптор, хореограф, гравёр, музыкант, швея, дизайнер, искусствовед, гончар, ювелир, столяр, плотник, кондитер и т.д.) Заключение:
В чистом виде темпераменты встречаются очень редко. Чаще всего мы наблюдаем синтез различных типов темперамента, при котором один тип является доминирующим, а остальные фоном. Нет хороших и нет плохих типов темперамента. В каждом есть свои плюсы и свои минусы.
7.Обсуждение.
1.Влияет ли тип темперамента на выбор будущей профессии, почему?
2.Совпали ли ваши стремления к выбору профессии с результатами теста?
3.Изменились ли ваши профессиональные интересы?
4.Есть ли среди вас те, кто не согласен с результатами теста, почему?
5.Появилось ли у вас желание продолжать изучать свой внутренний мир?
8.Подведение итогов, рефлексия занятия.
Слад № 25
Посеешь поступок – пожнёшь привычку,
Посеешь привычку – пожнёшь характер,
Посеешь характер – пожнёшь судьбу.

Личностные свойства - это вид социально-значимых качеств, способствующих адаптации и успешности человека в обществе.

При рассмотрении свойств личности в них обычно включают способности, темперамент, характер, мотивацию и социальные установки. Все эти качества подробно рассматриваются у данного автора.

Способности - это индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент - это динамическая характеристика психических процессов человека. Характер содержит качества, определяющие отношение человека к другим людям. Мотивация - это совокупность побуждений к деятельности, а социальные установки - это убеждения людей .

С нашей точки зрения, несмотря на несовпадение взглядов на отдельные аспекты исследования личности, в целом эти позиции скорее дополняют друг друга.

В истории отечественной психологии представление о психологической сущности личности неоднократно изменялось. Первоначально осмысление личности именно как психологической категории строилось на перечислении составных частей, образующих личность как некую психическую реальность. В этом случае личность выступает как набор качеств, свойств, черт, особенностей психики человека. С определенной точки зрения данный подход был весьма удобен, поскольку позволял избежать целого ряда теоретических трудностей. Однако этот подход к проблеме понимания психологической сущности понятия "личность" был назван академиком А.В. Петровским "коллекционерским", ибо в этом случае личность превращается в некое вместилище, емкость, принимающую в себя интересы, способности, черты темперамента, характера и т.д. С позиции данного похода задача психолога сводится к каталогизации всего этого и выявлению индивидуальной неповторимости его сочетания у каждого отдельного человека. Такой подход лишает понятие "личность" его категориального содержания.

В 60-е гг. XX в. на повестку дня встал вопрос о структурировании многочисленных личностных качеств. С середины 1960-х гг. начали предприниматься попытки выяснить общую структуру личности. Очень характерен в этом направлении подход К.К. Платонова, понимавшего под личностью некую биосоциальную иерархическую структуру. Ученый выделял в ней следующие подструктуры: направленность; опыт (знания, умения, навыки); индивидуальные особенности различных форм отражения (ощущения, восприятия, памяти, мышления) и, наконец, объединенные свойства темперамента.

Следует отметить, что подход К.К. Платонова подвергался определенной критике со стороны отечественных ученых, и прежде всего представителей московской психологической школы. Это было вызвано тем, что общая структура личности интерпретировалась как некая совокупность ее биологических и социально-обусловленных особенностей. В результате едва ли не главной в психологии личности становилась проблема соотношения социального и биологического в личности. В противовес мнению К.К. Платонова высказывалась идея о том, что биологическое, входя в личность человека, становится социальным. .

К концу 1970-х гг., кроме ориентации на структурный подход к проблеме личности, стала развиваться концепция системного подхода. В этой связи особый интерес представляют идеи А.Н. Леонтьева.

Охарактеризуем кратко особенности понимания личности Леонтьевым. Личность, по его мнению, - это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе. Соподчинение различных деятелыюстсй создает основание личности, формирование которой происходит в процессе социального развития (онтогенеза). К понятию "личность" Леонтьев не относил генотипически обусловленные особенности человека - физическую конституцию, тип нервной системы, темперамент, биологические потребности, аффективность, природные задатки, а также прижизненно приобретенные знания, умения и навыки, в том числе профессиональные. Перечисленные выше категории, по его мнению, составляют индивидные свойства человека. Понятие "индивид", по Леонтьеву, отражает, во-первых, целостность и неделимость конкретного человека как отдельной особи данного биологического вида и, во-вторых, особенности конкретного представителя вида, отличающие его от других представителей этого вида. Почему Леонтьев разделил эти характеристики на две группы: индивидные и личностные? По его мнению, индивидные свойства, в том числе генотинически обусловленные, могут многообразно меняться в ходе жизни человека. Но от этого они не становятся личностными, потому что личность не есть обогащенный предшествующим опытом индивид. Свойства индивида не переходят в свойства личности. Даже трансформированные, они так и остаются индивидными свойствами, не определяя складывающейся личности, а составляя лишь предпосылки и условия ее формирования.

Сформулированный Леонтьевым подход к пониманию проблемы личности нашел свое дальнейшее развитие в работах отечественных психологов - представителей московской школы, в том числе А.В. Петровского. В учебнике "Общая психология", подготовленном под его редакцией, дается следующее определение личности: "Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде".

Что же такое личность как особое социальное качество индивида? Прежде всего следует исходить из того, что понятия "индивид" и "личность" не тождественны. Личность - это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе в процессе вступления его в общественные по своей природе отношения. Потому очень часто в отечественной психологии личность рассматривается как "сверхчувственное" качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его врожденными и приобретенными свойствами.

Чтобы понять основания, на которых формируются те или иные свойства личности, нужно рассмотреть жизнь человека в обществе. Включенность индивида в систему общественных отношений определяет содержание и характер выполняемых им деятельностей, круг и способы общения с другими людьми, т.е. особенности его социального бытия, образа жизни. Но образ жизни отдельных индивидов, тех или иных общностей людей, а также общества в целом определяется исторически развивающейся системой общественных отношений. А это означает, что личность можно понять или изучить только в контексте конкретных социальных условий, конкретной исторической эпохи. Причем следует отметить, что для личности общество - это не просто внешняя среда. Личность постоянно включена в систему общественных отношений, которая опосредуется множеством факторов.

Петровский считает, что личность конкретного человека может продолжаться в других людях, и со смертью индивида она полностью не умирает. И в словах "он живет в нас и после смерти" нет ни мистики, ни чистой метафоричности, это констатация факта идеальной представленности индивида после его материального исчезновения .

Рассматривая далее точку зрения представителей московской психологической школы на проблему личности, следует отметить, что в понятие личность в большинстве случаев авторами включаются определенные свойства, принадлежащие индивиду, причем имеются в виду и те свойства, которые определяют своеобразие индивида, его индивидуальность. Однако понятия "индивид", "личность" и "индивидуальность" не тождественны по содержанию, - каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека. Личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, опосредованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников. Эти межличностные связи реальны, но по природе своей сверхчувственны. Они проявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, входящих в коллектив, но не сводятся к ним.

Подобно тому, как понятия "индивид" и "личность" не тождественны, личность и индивидуальность, в свою очередь, образуют единство, но не тождество .

Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, они оказываются несущественными для оценки личности и не получают условии для развития, подобно тому как в качестве личностных выступают лишь индивидуальные черты, в наибольшей степени "втянутые" в ведущую для данной социальной общности деятельность. Индивидуальные особенности человека до известного времени никак не проявляются, пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность. Поэтому, но мнению представителей московской психологической школы, индивидуальность - лишь одна из сторон личности человека.

Таким образом, в позиции представителей московской психологической школы прослеживается два основных момента. Во-первых, личность и ее характеристики сопоставляются с уровнем социального проявления качеств и свойств человека. Во-вторых, личность рассматривается как продукт социальный, никак не связанный с биологическими детерминантами, а, следовательно, можно сделать вывод о том, что социальное в большей степени влияет на психическое развитие индивида.

Представление о проблеме личности, сформировавшееся в рамках санкт-петербургской психологической школы, наиболее ярко представлено в работах Б.Г. Ананьева. Первой отличительной чертой подхода Ананьева к рассмотрению проблемы психологии личности является то, что в отличие от представителей московской психологической школы, рассматривающих три уровня организации человека "индивид - личность - индивидуальность", он выделяет следующие уровни: "индивид - субъект деятельности - личность - индивидуальность". В этом заключается основное различие в подходах, которое в значительной степени связано с различными взглядами на соотношение биологического и социального и их влияние на процесс психического развития человека.

По мнению Ананьева, личность - это общественный индивид, объект и субъект исторического процесса. Поэтому в характеристиках личности наиболее полно раскрывается общественная сущность человека, т.е. свойство быть личностью присуще человеку не как биологическому существу, а как социальному. При этом под социальным существом понимается человек конкретной общественно-исторической эпохи в совокупности его общественных отношений. Следовательно, санкт-петербургская психологическая школа, как и московская, в понятие "личность" включает социальные характеристики человека. В этом заключается единство позиций в отечественной психологии в отношении проблемы личности человека. Различие взглядов между данными школами обнаруживается при рассмотрении структуры личности.

По мнению Ананьева, далеко не все психофизиологические функции, психические процессы и состояния входят в структуру личности. Из множества социальных ролей, установок, ценностных ориентации лишь некоторые входят в структуру личности. Вместе с тем в эту структуру могут войти и некоторые свойства индивида, многократно опосредованные социальными свойствами личности, но сами относящиеся к характеристикам организма человека (например, подвижность или инертность нервной системы). Следовательно, как полагает Ананьев, структура личности включает структуру индивида в виде наиболее общих и актуальных для жизни и поведения комплексов органических свойств.

Разделы: Технология

План урока по теме

Курс Твоя профессиональная карьера
Методы Словесный, практический.
Технические средства: Телевизор, видеомагнитофон.
Триединая цель урока
Обучающий аспект

Познакомить учащихся с понятием “темперамент”, его типами и свойствами. Раскрыть особенности проявления темперамента в разных видах профессиональной деятельности

Развивающий аспект

Формирование у учащихся умения анализировать: психические особенности личности, выделять важные особенности поведения личности в профессиональной деятельности

Воспитательный аспект

Создание психологического комфорта на уроке, учитывая индивидуальные и возрастные особенности учащихся, поддерживать стремление учащихся вносить посильный вклад в получение результата.

Ход урока.

Самое первое и самое главное в жизни – это стараться владеть самим собой.

В.Гумбольдт

Темперамент идет впереди мысли. Это плохо. Надо поставить мысль впереди темперамента.

К.С.Станиславский

1. Организационный момент.

2. Основная часть урока.

  • История учения и современные представления о темпераменте

Само слово “темперамент” в переводе с латинского языка означает соотношение частей, соразмерность. Впервые это понятие в обиход ввел древнегреческий врач Гиппократ. Он полагал, что различия между людьми объясняются соотношением в их теле жидкостей (кровь, лимфа, желчь). По его убеждению, у сангвиников преобладает кровь (по латыни “сангвис”), у холериков- желтая желчь (“холе”), у флегматиков-слизь, или лимфа (“флегма”), у меланхоликов-черная желчь (“меланхоле”).

Что следует понимать под темпераментом? Это совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения. Психологи считают, что в “чистом” виде каждый тип темперамента встречается редко. Большинство людей соединяют в себе черты разных типов. Свойства темперамента, определяя динамическую сторону личности, наиболее устойчивы и постоянны, потому что по сравнению с другими психическими особенностями они в наибольшей степени связаны с особенностями высшей нервной деятельности.

Проявление свойств темперамента во многом зависит от условий жизнедеятельности.

  • Понятие экставерсии-интроверсии. Психологические различия между экстравертами и интровертами.
  • (Приложение №1 )

Экстравертированный типхарактеризуется обращенностью личности на окружающий мир.

Экстравертам свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, социальная адаптированность.

Для интровертированного типа характерны фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира: необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, затруднение социальной адаптации.

Если о характере человека можно говорить в категориях “хороший”, “плохой”, то положительных или отрицательных темпераментов не бывает. Проявление свойств темперамента во многом зависит от условий жизнедеятельности.

  • Проведение диагностики.
  • (Приложение №2 ) Тест на определение темперамента.
  • Использование видеоматериалов для более яркой характеристики типа темперамента.

Сангвиник - Буратино (фильм “Приключения Буратино”)

Холерик - Карлсон (фильм “Приключения Малыша и Карлсона”)

Флегматик – Кот Матроскин (Мультфильм “Приключения в Простоквашино”

Меланхолик – ослик Иа (мультфильм “Винни-пух и его друзья”)

  • Основные типы темперамента и их свойства

Холерический тип. Действия холерика обычно порывисты, он отличается повышенной возбудимостью, большой эмоциональностью. Холерический темперамент проявляется в инициативности, энергичности, активности. Человеку с таким типом темперамента свойственна импульсивность, возбудимость, а в некоторых случаях несдержанность, нетерпеливость, необдуманность, вспыльчивость, раздражительность.

Сангвинический тип. Сангвиникбыстро приспосабливается к новым условиям, сходится с людьми, общителен. Чувства у сангвиника легко возникают и сменяются, мимика богатая, выразительная. Человеку с преобладанием сангвинического темперамента свойственна открытость и доступность, а в некоторых случаях беззаботность, поверхностность, непостоянство.

Флегматический тип. У представителей флегматического темперамента новые формы поведения формируются медленно, но являются стойкими. Как правило, флегматик редко выходит из себя, ровен и спокоен в общении. Обычно это вдумчивый, миролюбивый, старательный и размеренный человек, но в некоторых случаях могут проявляться пассивность, вялость и безучастность к окружающему, лень и безволие.

Меланхолический тип. Людей с меланхолическим типом темперамента отличает повышенная чувствительность, сдержанность и обстоятельность. Проявление эмоций у меланхолика едва заметно. Это, как правило, малообщительные, тревожные люди.

Как видно из описания типов темперамента, каждый тип имеет оттенки положительных и отрицательных характеристик.

Вам уже знакомы биографии Петра I, Наполеона Бонапарта, М И. Кутузова, А. В. Суворова. Все они выдающиеся полководцы и государственные деятели. Однако Наполеон Бонапарт и Петр I были сангвиниками, М. И. Кутузов - флегматиком, А. В. Суворов - холериком. Каждый из них действовал в определенных исторических условиях и обстоятельствах, но индивидуальные особенности темперамента, талант способствовали успешности их деятельности.

Обратимся еще к одному примеру. Вспомните: И. А. Крылов был флегматиком, Н. В. Гоголь - меланхоликом, А. С. Пушкин - холериком, М. Ю. Лермонтов - сангвиником. Своеобразие творчества этих писателей в определенной степени отражает особенности их темперамента.

Посмотрите на характеристику типов темпераментов и решите, какие профессии подходят представителю вашего типа темперамента, а какие - нет, объясните почему.

  • Проявления темперамента в разных видах профессиональной деятельности

Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность (реактивность) сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него смены объектов общения, рода занятий, частого перехода от одного ритма жизни к другому. Может создаться ложное представление, что люди инертные (флегматики) не имеют преимущества ни в каких видах деятельности. Но это неверно: так, именно они особенно легко осуществляют медленные и плавные движения, у них обнаруживается стойкое предпочтение стереотипным способам действия, пунктуальное соблюдение однажды принятого порядка, а несвоевременность своих реакций они восполняют более тщательным планированием действий и педантичным контролем. Они предпочитают упражнения и операции, включающие статические ходы, медленные и плавные элементы, и добиваются в них наибольших успехов.

Как установлено, люди, отличающиеся слабой нервной системой, - меланхолики - сильнее мотивированы на выполнение более простых действий, чем остальные, они меньше устают и раздражаются от их повторения. У таких людей максимум мотивации проявляется в задачах с большой надеждой на успех.

Люди, отличающиеся более сильной нервной системой и высокой реактивностью, - сангвиники не только стремятся к решению задач, превышающих среднюю трудность, но и могут с ними успешно справляться. В целом меланхолики и флегматики характеризуются большим соответствием уровня притязаний уровню реально выполняемых ими задач, т. е. их притязания реалистичнее, чем у сангвиников и холериков, которые чаще их характеризуются нереалистичными (завышенными, заниженными) уровнями притязаний.

  • Учащиеся работают с карточками-заданиями “Проявление темперамента в профессиональных ситуациях”.

Определите тип темперамента, объясните почему.

  1. Светланасчитается лучшим секретарем-референтом в организации. В общении с коллегами и посетителями всегда приветлива, доброжелательна. Уравновешенность характера позволяет ей избежать конфликтных ситуаций. Светлана исполнительна, полученные задания выполняет без суеты и вовремя, так как умеет распределить рабочее время.
  2. Андрей работает программистом. Всевремя спокоен, одинок и пасмурен. Если он обижен, долго сердится. Если поссорится с коллегой, целый день не разговаривает с ним. Предпочитает работать в спокойном темпе, выполнять знакомые операции. Повышена утомляемость - к концу дня работоспособность уменьшается.
  3. Евгений работает чертежником-конструктором. Порученные задания выполняет медленно, но обстоятельно, последовательно, аккуратно. Его трудно рассмешить или рассердить. Молчалив. На рабочем столе всегда порядок, все на своих местах. С товарищами по работе дружен.

На успешность овладения профессией в определенной степени влияют особенности темперамента, его соответствие условиям профессиональной деятельности.

3. Закрепление материала.

Определите тип темперамента по карточке, объясните почему. (

Гайфуллин Ильяс Халимович, учитель технологии МБОУ СОШ № 3 г. Менделеевск Р8 класс

Тема: Значение темперамента в профессиональном самоопределении.

Цели: 1) Ознакомить учащихся с типами темпераментов.

2) Научить определять тип своего темперамента и использовать его свойства при выборе будущей профессии.

3) Стимулировать учащихся к изучению своего темперамента в целях более удачного профессионального самоопределения.

Используемые технологии: ИКТ

Тип урока: освоение новых знаний

Вид урока: беседа с использованием ИКТ

Метод проведения: эвристический и диагностический

Межпредметные связи: биология, история

Материальное оснащение: компьютер, экран, проектор, карточки-задания

Предварительная работа: профориентационная.

ХОД УРОКА

Организационный момент : приветствие, психологическая подготовка класса.

Беседа, переходящая в тему урока.

Учитель: Как вы думаете, что нужно человеку, чтобы быть в жизни успешным, уверенным, обеспеченным.

Учащийся: профессия, которая приносит удовлетворение и материальное обеспечение.

Учитель: Статистика показывает, что 75% россиян не удовлетворены своей работой. Одна из причин – неправильный выбор профессии. Чтобы получить профессию, надо учиться. На это уходит время и немалые материальные затраты. Получив профессию, человек начинает работать, и вдруг оказывается, что это не “его”, или, как говорят, душа не лежит к работе. Каждая профессия предъявляет свои требования к человеку. Где-то есть спрос на энергичных, подвижных, мобильных сотрудников, а где-то нужны неторопливые, сдержанные, склонные к глубокому анализу люди.

Некоторые профессии предъявляют повышенные требования к скорости работы, умению быстро переключаться с одного вида деятельности к другому.

Выбор профессии зависит от многих факторов: от востребованности профессии на рынке труда, от твоих интересов, склонностей и способностей и, в большей степени, от психических особенностей нервной системы, от темперамента.

Итак, сегодня мы будем говорить о темпераменте и его значении в жизни и деятельности человека.

Запишем тему нашего урока: (слайд 2)

Значение темперамента в профессиональном самоопределении.

Мы с вами поговорим о типах темперамента и о том, как учитывать его особенности при выборе своей будущей деятельности. (слайд 3)

Что же такое темперамент? (слайд 4)

ТЕМПЕРАМЕНТ – это тип нервной системы, который складывается из общей активности человека, его двигательных проявлений и эмоциональности. (ученики определение записывают в тетрадь)

Что означает активность человека и его двигательные проявления?

Общаясь в кругу семьи или с друзьями, вы, наверное, замечали, что кто-то общительный и подвижный, кто-то очень подвижный, другой всегда спокоен, а кто-то слишком медлителен. То есть мы все разные.

Это и есть проявление особенностей темперамента каждого человека.

Свойства темперамента зависят от врожденных качеств нервной системы. Темперамент неизменен, дается человеку с рождения и остается неизменным до конца жизни.

Древнегреческий врач Гиппократ выделил 4 типа темперамента, свойственных человеку. (слайд 5)

ХОЛЕРИК – САНГВИНИК – ФЛЕГМАТИК – МЕЛАНХОЛИК

Значение этих слов таково. Гиппократ считал, что в теле человека присутствуют 4 вида жидкостей: кровь, слизь, желтая и черная желчь, и они влияют на психические процессы, которые происходят в организме человека. Названия этих жидкостей и легли в основу определения типов темпераментов.

Однако в чистом виде типы темпераментов встречаются крайне редко. Но один из типов всегда будет преобладающим.

Сейчас я предлагаю определить, какой тип темперамента у каждого из нас.

Для этого сделаем небольшой тест. (слайд 6). Вам предлагается по порядку восемь утверждений. Вы обдумываете эти утверждения на степень согласия с ним.

Знак полного согласия – 10 баллов.

Знак полного несогласия – 0 баллов.

Возможны частичные согласия, которые оцениваются любым баллом от 1 до 9.

Сами утверждения писать не нужно.

Тест Русалова

  1. Перед каким - либо важным событием я начинаю нервничать.
  2. Я работаю неравномерно, рывками.
  3. Я быстро переключаюсь с одного дела на другое.
  4. Если нужно, я могу спокойно ждать.
  5. Мне нужны сочувствие и поддержка.
  6. С равными я не сдержан, вспыльчив.
  7. Мне не трудно сделать выбор.
  8. Мне не приходится сдерживать свои эмоции, это получается само собой.

Подписи к слайдам:

Тема урока: значение темперамента в профессиональном самоопределении

Что такое темперамент?

Темперамент- это тип нервной системы, который складывается из общей активности человека, его двигательных проявлений и эмоциональности.

Классификация темперамента Холерик Сангвиник Флегматик Меланхолик

Номер предложения а 2 3 4 5 6 7 8 Оценочный балл Генотип М Х Ф С М Х Ф С Тест Русалова 1. Перед каким либо важным событием я начинаю нервничать. 2. Я работаю неравномерно, рывками. 3. Я быстро переключаюсь с одного дела на другое. 4. Если нужно, я могу спокойно ждать. 5. Мне нужны сочувствие и поддержка. 6. С равными я не сдержан, вспыльчив. 7. Мне не трудно сделать выбор. 8. Мне не приходится сдерживать свои эмоции, это получается само собой. М=1+5 Х=2+6 С=4+8 Ф=3+7 СФМХ – формула генотипа М+Ф+Х+С - мощность темперамента 1 2 3 4 5 6 7 8 М Х Ф С М Х Ф С

1 . ХОЛЕРИК – вспыльчивый, безудержный, подвижный, самоуверенный, суетливый, инициативный, способный отдаваться делу с исключительной страстью, но не уравновешенный, склонный к резким сменам настроения. 2. САНГВИНИК – уравновешенный, подвижный, увлеченный, быстро отзывающийся на окружающие события, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности. 3. ФЛЕГМАТИК – невозмутимый, спокойный, расчетливый, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним проявлением душевных состояний. 4. МЕЛАНХОЛИК – нерешительный, легко ранимый, чувствительный, предусмотрительный, запасливый, склонный глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующий на окружающее.

Нет плохих темпераментов! Сильным, смелым, вежливым или трусливым, подлым и грубым человек может быть при любом типе темперамента.

Холерик А.С.Пушкин Д.И.Менделеев

Сангвиник Б.Наполеон Маршал Г. Жуков

Флегматик И.А.Крылов М.И.Кутузов

Меланхолик М.Ю.Лермонтов П.И.Чайковский

Холерик хирург товаровед артист журналист летчик строитель предприниматель тренер следователь повар водитель менеджер

Сангвиник учитель врач менеджер психолог официант организатор продавец инженер военачальник воспитатель

Флегматик механик электрик агроном инженер ботаник астроном физик математик

Меланхолик художник маляр композитор писатель зоотехник бухгалтер геолог слесарь токарь автослесарь радиомеханик деятель искусств

нерешительный легко ранимый чувствительный запасливый невозмутимый спокойный расчетливый рассудительный сдержанный энергичный вспыльчивый подвижный безудержный суетливый инициативный уравновешенный подвижный увлеченный отзывчивый мобильный инициативный Установите соответствие сангвиник холерик меланхолик флегматик 1 2 3 4

Темперамент - Виды темпераментов

Домашнее задание: выполнить презентацию о рабочей профессии (6-7 слайдов)

Труд Стол, за которым ты сидишь, Кровать, в которой ты уснешь, Тетрадь, ботинки, пара лыж, Тарелка, вилка, ложка, нож, И каждый гвоздь, и каждый дом, И каждый ломтик хлеба – Все это создано трудом, А не свалилось с неба! За все, что создано для нас, Мы благодарны людям. Придет пора, настанет час, И мы трудиться будем.

Всё понятно Не всё понятно Ничего не понятно


Конструкт урока «Роль темперамента и характера в профессиональном самоопределении»

Предмет: технология

Класс: 9 класс

Форма урока: получение новых знаний

Тип урока: комбинированный

Цель: Создание условий для формирования у обучающихся сознательного отношения к выбору своей будущей профессии.

Задачи:

1. Способствовать повышению уровня мотивации к профессиональному самоопределению; развитие у обучающихся психологической готовности к профессиональному самоопределению.

2. Познакомить с понятиями «темперамент» и «характер»; научить определять тип своего темперамента и характерологические особенности и соотносить эти характеристики с личным профессиональным выбором.

3. Способствовать развитию адекватной самооценки и уровня притязаний, развитию рефлексивных навыков и умений.

УМК : Технология 9 класс: учебник для образовательных учреждений: (А.Н.Богатырев, О.П.Очинин, П.С. Самородский; под редакцией В.Д. Симоненко) 2-е издание. - М.: Вентана-граф, 2009.

Оборудование: ПК, проектор с экраном, ноутбуки.

Планируемые результаты:

Понимание понятий «темперамент», «характер».

Умение определять тип темперамента и черты своего характера.

Умение объективно осуществлять самоанализ сформированности личных психологических особенностей и соотношение их требованиям профессий, сфер трудовой деятельности.

Регулятивные

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе уже известного и ещё неизвестного материала).

Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата)

Познавательные

Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую (решать проектные задачи).

Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные

Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности).

Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку. Отмечает отсутствующих.

Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку

Личностные: самоорганизация.

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.

Готовность учащихся к уроку

Постановка учебной задачи

Мотивация к учебной деятельности

Постановка проблемного вопроса:

«Понимание того, что все мы – разные, приходит к нам в детстве.

Как вы думаете, почему еще не зная значения слова «характер», мы делим своих знакомых на добрых и злых, веселых и грустных, любимых и не очень?

Поиск решения

Позднее, во взрослой жизни, мы стараемся избегать людей с «тяжелым» характером и, напротив, приближаем к себе тех, с которыми нам легко, приятно и интересно. Так практически на подсознательном уровне мы огораживаем, а иногда и «чистим» пространство вокруг себя, зачастую и не задумываясь над тем, что же именно привлекло или насторожило нас в том или другом человеке.

Ребята, вы уже наверно поняли, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?»

Определение цели и задач урока, настрой на учебную деятельность. Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов.

Слушают учителя

Высказывания учащихся

Беседуют с учителем

Формулируют тему, цели урока, определив границы знания и незнания.

Личностные:

имеют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес, внимание, удивление.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Пробуждается мыслительная деятельность учащихся.

Учащиеся подведены к формулировке темы урока.

Учащиеся определили тему и цель урока.

Освоение нового материала

«Среди индивидуальных особенностей личности, характеризующих ее активность, особенное место отводится темпераменту и характеру»

Рассказывает о типах темперамента и классификации черт характера с обращением к материалу учебника и показом мультимедийной презентации.

Используя диагностическую методику Ганса Айзенка и методику К.Леонгарда – Г.Шмишека вы уже определили свой тип темперамента и акцентуации характера.

На основании полученных результатов исследований разделитесь на 4 группы по типу темперамента и выполните следующие упражнения: 1.упражнение «Темперамент и профессия»;

2. упражнение «Девиз»

3. упражнение «Герб моего характера».

Наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы обучающихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания. В сотрудничестве с обучающимися формулирует вывод

Работают с учебником, анализируют информацию в учебнике, на слайдах презентации.

На основании полученных результатов индивидуального исследования решают проектные задачи:

1. Делятся на четыре группы (по типу темперамента), каждая группа составляет список из 10 профессий, которые будут лучше всего подходить к определенному типу темперамента.

2. Учащиеся определяют/характеризуют профессию людей, живущих под следующими девизами (см. Приложение 1)

3. Составляют и презентуют герб своего характера по основным чертам характера, используя программу PicCollage .

Решают проектные задачи, в сотрудничестве и одноклассниками находят решения учебной задачи; делают вывод; презентуют решение задачи классу.

Формулируют выводы по решаемым проблемам.

Коммуникативные:

обмениваются мнениями, умеют слушать учителя, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы, слушать и слышать собеседника.

Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу урока, ориентируются в учебнике

Личностные: проявляют интерес к учебному материалу; уважительно относиться к чужому труду

Познавательные:

умеют определять тип темперамента используя диагностическую методику; формулировать выводы, определяют черты характера;

умеют преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять решение 1 проектной задачи на основе анализа, устанавливать причинно-следственные связи, подводить решение под понятие во 2 задаче);

умеют осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Регулятивные:

умеют контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками; преобразовывать практическую задачу в познавательную;

корректируют, вносят необходимые дополнения в план и способ действия в случае расхождения эталона с продуктом (профессия человека-девиз)

Коммуникативные:

Выяснение типов темперамента и основных черт характера человека.

Результат решения проектных задач:

1. список профессий, соответствующий определенному типу темперамента.

2. таблица «Девиз»

3. индивидуальный мини-проект «Герб моего характера»

Приходят к выводу, что знание особенностей своего характера и темперамента необходимо при выборе профессиональной деятельности. От личностных характеристик зависит не только ход выполнения какой-либо деятельности, но и конечный результат.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Организовать обсуждение и запись домашнего задания:

информирование учащихся о представлении темы и практической возможности самодиагностики в сети интернет (ссылки на сайты).

Слушают учителя.

Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы.

Регулятивные: умение слушать в соответствии с целевой установкой.

Рефлексия деятельности

В процессе анализа работы учитель организует беседу по вопросам:

1. Почему люди ведут себя по разному в одинаковых условиях?

2.Как вы думаете, возможно изменение свойств темперамента в течение жизни человека или нет? Почему?

2.Почему при выборе профессии так важно учитывать тип темперамента? и все положительные и отрицательные черты характера?

Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Личностные: сориентированы на уважительное отношение к труду одноклассников

Регулятивные: оценивают свою работу, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о решенных проектных задачах

Коммуникативные: умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

Ученики переосмысливают урок и задаются вопросом: какое значение, смысл имел для меня урок, что я узнал на уроке, тем самым подводят итог урока.

Заключение

В результате можно сделать вывод, что смоделированный урок является эффективным инструментом, способствующим:

Решению актуальной для обучающихся проблемы – самоопределение, на основе выявления своих индивидуальных особенностей;

Формированию у детей устойчивой потребности в саморазвитии и реализации своего потенциала в профессиональной деятельности;

Самостоятельной проектно-исследовательской деятельности каждого обучающегося;

Развитию адекватной самооценки и уровня притязаний, развитию рефлексивных навыков и умений.

Список литературы

    Технология. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб. / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-граф, 2010.

    Технология. 9 класс: материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопределение» по программе В.Д. Симоненко / авт.- сост. А.Н. Бобровская.- Волгоград: Учитель, 2009.- 171с.

    Дневник профессионального самоопределения старшеклассника. Авторы Л.Н. Бобровская, Е.А. Сапрыкина, О.Б. Просихина.

Приложения

Приложение 1

Упражнение «Девиз»

Вам необходимо охарактеризовать профессию людей, живущих под следующими девизами:

- Не верь, не бойся, не проси

Делай, что должен, и будь что будет

Бери от жизни все

Ты этого достоин

Лучше синица в руках, чем журавль в небе

Работа не волк, в лес не убежит

Если ты ничего не можешь, ты ничего не должен хотеть

Не в свои сани не садись

Хочешь жить - умей вертеться

Кто не работает - не ест

Падающего подтолкни

Цель оправдывает средства

Честь превыше прибыли



Похожие статьи
  • Сколько калорий в пирожке с капустой

    Все мы любим пирожки. У многих пирожки – это воспоминания о детстве, о субботнем утре, о деревне; бабушкины пирожки для многих всегда останутся самыми вкусными и ароматными. И нередко на диете бывает легче перенести отсутствие десерта, чем запрет...

    Насосные станции
  • Афанасий фет В каком веке родился фет

    Родился в семье помещика Афанасия Неофитовича Шеншина и матери, которая ушла к нему от мужа Иоганна-Петера Фета. После четырнадцати лет орловской духовной консисторией Афанасию была возвращена фамилия предыдущего мужа матери, из-за чего он терял...

    Нормы и правила
  • Сонник: к чему снится Ругаться

    Ругаться по соннику эзотерика Е.Цветкова Ругаться – Браниться с кем-то – досада; слышать ругань – официальная церемония; с женой, мужем – см. Жена, муж.Ругаться – Досада. Сонник Странника (Терентия Смирнова) Толкование Ругались из вашего сна...

    Проектирование