Калорийность еды в школьной столовой. «правильное питание школьников. расчет расхода энергии, необходимой учащимся для обучения в школе. Витамины и микроэлементы

22.08.2020

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №45

Межшкольная научная конференция учащихся

образовательных организаций Володарского муниципального района

«Путь в науку»

Секция «ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ»

« ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ.

РАСЧЕТ РАСХОДА ЭНЕРГИИ,

НЕОБХОДИМОЙ УЧАЩИМСЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ»

Каленюк Артем,

учащийся 8 класса

МБОУ СОШ №45 р.п.Центральный

Руководитель:

Бачихина Светлана Ивановна,

учитель I квалификационной категории

МБОУ СОШ №45 р.п.Центральный

р.п. Центральный, 2015 год

Краткая аннотация

Введение

1. Статистические показания

2. Основные принципы правильного питания школьников

2.1. Необходимые продукты для полноценного питания школьников

2.2. Так ли важен завтрак

3. Методика исследования

3.1. Расчет примерного меню завтрака школьников

    Ход исследования

Заключение

Список литературы

Приложение


Краткая аннотация

Проблема:

Гипотеза:

Цель:

Методами исследования явились анализ литературы, анкетирование учащихся 7-9 классов по изучению структуры питания, изучение двухнедельного меню школьной столовой, анализ полученных данных.

В результате проведенной работы рассчитана энергия, потребляемая восьмиклассниками в школе, с учетом этого составлено меню шести завтраков для учащихся.

Введение

Актуальность темы

Питание – одна из важнейших составляющих здорового образа жизни человека наряду с занятием физкультурой и спортом, правильным режимом труда, учебы и отдыха. Многие факторы определяют наше здоровье и самочувствие: наследственность, окружающая среда, образ жизни, доступность и качество пищевых продуктов. И основное место принадлежит питанию.

Не правильное питание сказывается не только на здоровье, но и на обучении школьников. Как предотвратить это? Можем ли мы чем–нибудь помочь?

План исследования

Большой проблемой является не правильное отношение у детей к некоторым блюдам, которые предлагаются в меню. Таковыми являются: каши, изделия из рыбы, сухофрукты в которых содержаться необходимые для нормального роста и развития школьников питательные вещества.

Проблема: Можем ли мы повысить качество обучения и улучшить самочувствие учащихся, научившись рассчитывать энергию, необходимую учащимся и энергию, потребляемую ими во время завтрака?

Гипотеза: Если научиться правильно рассчитывать энергию, необходимую учащимся для успешного обучения и хорошего самочувствия, научиться составлять меню завтрака, то можно повысить качество обучения и избежать некоторых проблем здоровья.

Цель: изучение роли питательных веществ и витаминов для здоровья школьника и расчет расхода энергии, необходимой учащимся для успешного обучения в школе.

Задачи:

    Изучить основные принципы правильного питания школьников;

    Составить примерное меню завтрака ученика.

Методами исследования явились анализ литературы, анкетирование учащихся 7-9 классов, изучение двухнедельного меню школьной столовой, анализ полученных данных.

1 Статистические показания

В физике есть формула количества теплоты, выделяющегося при сгорании топлива: Q=m·q, т.о., когда мы потребляем продукты в организм попадает «топливо», а энергия, выделяющаяся при «сгорании топлива» равна массе потребляемых продуктов умноженной на калорийность данного продукта (m·q).

А так же существует закон сохранения энергии, в котором говорится, что «Энергия не исчезает, и ниоткуда не появляется, а только переходит из одного вида в другой вид. В замкнутой системе энергия сохраняется»

Значит, энергия, которую потребляет школьник Е 1 , должна полностью превращаться в полезную энергию Е 2 . Если Е 1 = Е 2 , то правильное развитие ученика и успешное обучение в школе, если Е 1 < Е 2 , то дистрофия, низкая успеваемость и отклонение в развитии, если Е 1 > Е 2 , то ожирение и все последующие за этим заболевания, а так же низкая успеваемость.

Завтрак ребенка-школьника серьезная проблема родителей и современной диетологии. Дети, недополучая витамины и минералы, хуже успевают в школе, медленнее соображают, быстрее утомляются. В ходе Всероссийской диспансеризации наиболее высокий уровень впервые выявленной патологии отмечен по разным классам болезней: в том числе болезни органов пищеварения - 25%. Болезни органов пищеварения, прежде всего, связаны с состоянием питания школьников.

«Для детей раннего возраста здоровое, рациональное питание - это вопрос жизни и смерти, а для школьников - «закладка» здоровья или нездоровья на всю последующую жизнь»

Виктор Тутельян, директор Института питания

Российской академии медицинских наук

Статистические показания медицинского осмотра

учащихся 7-9 классов МБОУ СОШ №45 2014-2015 уч.г.

Таким образом, в нашей школе 37% учащихся 7-9 классов с различного рода заболеваниями. Необходимо научиться рассчитывать энергию, которую школьник затрачивает в течение дня, и энергию, которую ему необходимо потребить для успешного обучения и хорошего самочувствия.

2 Основные принципы

правильного питания школьников

    Питание школьника должно быть сбалансированным

Для здоровья детей важнейшее значение имеет правильное соотношение питательных веществ. В меню школьника обязательно должны входить продукты, содержащие не только белки, жиры и углеводы, но и незаменимые аминокислоты, витамины, некоторые жирные кислоты, минералы и микроэлементы. Эти компоненты самостоятельно не синтезируются в организме, но необходимы для полноценного развития детского организма.

Соотношение между белками, жирами и углеводами должно быть 1:1:4.

    Питание школьника должно быть оптимальным

При составлении меню обязательно учитываются потребности организма, связанных с его ростом и развитием, с изменением условий внешней среды, с повышенной физической или эмоциональной нагрузкой. При оптимальной системе питания соблюдается баланс между поступлением и расходованием

основных пищевых веществ.

    Калорийность рациона школьника должна быть следующей:

    7-10 лет – 2400ккал;

    14-17лет – 2600-3000ккал;

    если ребенок занимается спортом, он должен получать на 300-500ккал больше.

2.1 Необходимые продукты для полноценного питания школьников

Белки
Самыми ценными для ребенка являются рыбный и молочный белок, который лучше всего усваивается детским организмом. На втором месте по качеству - мясной белок, на третьем – белок растительного происхождения.
Ежедневно школьник должен получать 75-90 г белка, из них 40-55 г животного происхождения.
В рационе ребенка школьного возраста обязательно должны присутствовать следующие продукты:

    сладкий перец;

    зеленый лук;

    щавель;

    Когда ребенок начинает ходить в школу, требования к его питанию меняются, ведь у школьников довольно большие психологические и умственные нагрузки. К тому же, многие дети посещают спортивные секции. При этом организм продолжает активно расти, поэтому вопросам питания ребенка школьного возраста всегда следует уделять достаточно внимания. Давайте узнаем, какие продукты нужны детям старше 7 лет, в каком объеме их должен употреблять школьник ежедневно и как лучше всего строить меню для ребенка этого возраста.


    Необходимо обеспечить правильное питание школьнику и приучить его к полезной еде

    Принципы здорового питания

    Ребенок старше 7 лет нуждается в сбалансированном здоровом рационе не меньше детей младшего возраста.

    Основными нюансами питания детей этого возраста являются такие:

    • В течение дня с пищей должно поступать столько калорий, чтобы покрыть энергозатраты ребенка.
    • Рацион школьника должен быть сбалансирован по незаменимым и заменимым нутриентам. Для этого рекомендуется его максимально разнообразить.
    • Важно учитывать индивидуальные особенности организма ребенка.
    • Минимум 60% белков в рационе ребенка-школьника должно поступать из продуктов животного происхождения.
    • Количество получаемых с пищей углеводов для школьника должно быть в 4 раза больше, чем количество белка или количество жира.
    • Быстрые углеводы, представленные в меню ребенка сладостями, должны составлять до 10-20% всех углеводов.
    • Важно наличие режима приемов пищи, чтобы ребенок питался регулярно.
    • Рацион школьника должен включать хлеб, картофель, злаки. Мучные изделия для ребенка стоит готовить на муке грубого помола.
    • Один-два раза в неделю ребенок должен есть рыбу. Также минимум один раз в недельном меню школьника должно быть красное мясо.
    • Бобовые ребенку этого возраста рекомендуют есть 1-2 раза в неделю.
    • Ежедневно в рационе ребенка должно присутствовать пять порций овощей и фруктов. Одной порцией считают апельсин, яблоко, банан или другой средний фрукт, 10-15 ягод или виноградин, два небольших фрукта (абрикос, слив), 50 г овощного салата, стакан сока (учитывается лишь натуральный сок), столовая ложка сухофруктов, 3 ст. л. отварных овощей.
    • Ежедневно ребенку следует употреблять молочные продукты. Рекомендуется три порции, одной из которых может быть 30 г сыра, стакан молока, один йогурт.
    • Сладости и жирные продукты допустимы в рационе школьника, если они не заменяют собой полезную и здоровую пищу, поскольку в печенье, тортах, вафлях, картофеле фри и других подобных продуктах очень мало витаминов и минеральных компонентов.
    • Стоит минимизировать поступление с пищей синтетических пищевых добавок, а также специй.


    Включите в рацион ребенка свежевыжатые соки из овощей и фруктов

    Потребности ребенка-школьника

    6-9 лет

    10-13 лет

    14-17 лет

    Потребность в энергии (в ккал на 1 кг веса)

    80 (в среднем 2300 ккал в сутки)

    75 (в среднем 2500-2700 ккал в сутки)

    65 (в среднем 2600-3000 ккал в сутки)

    Потребность в белках (г в день)

    Потребность в жирах (г в день)

    Потребность в углеводах (г в день)

    Молоко и молочные продукты

    Сахар и сладости

    Хлебобулочные изделия

    Из них ржаной хлеб

    Крупы, макароны и бобовые

    Картофель

    Фрукты сырые

    Фрукты сушеные

    Сливочное масло

    Растительное масло

    Режим питания

    На режим приема пищи ребенка, посещающего школу, влияет смена обучения. Если ребенок учится в первую смену, то он:

    • Завтракает дома примерно в 7-8 часов.
    • Перекусывает в школе в 10-11 часов.
    • Обедает дома либо в школе в 13-14 часов.
    • Ужинает дома примерно в 19 часов.

    Ребенок, обучение которого происходит во вторую смену:

    • Завтракает дома в 8-9 часов.
    • Обедает дома перед тем, как отправиться в школу, в 12-13 часов.
    • Перекусывает в школе в 16-17 часов.
    • Ужинает дома примерно в 20 часов.

    Завтрак и обед должны быть наиболее энергетически ценными и обеспечивать в сумме около 60% от дневной калорийности. Ужинать ребенок должен максимум за два часа до того, как он отправится спать.


    Хороший аппетит чаще всего бывает при налаженном режиме питания и значительной физической активности в течение дня

    Какими способами лучше готовить пищу?

    Школьникам готовить пищу можно любым способом, но все же увлекаться жаркой не рекомендуют, особенно, если у ребенка низкая активность или есть склонность к набору подкожного жира. Наиболее оптимальными видами приготовления пищи для детей считают тушение, запекание и отваривание.

    Какие продукты нужно ограничить в рационе?

    Старайтесь ограничивать в меню ребенка такие продукты:

    • Сахар и белый хлеб – при избыточном потреблении они вызывают набор веса.
    • Продукты, в которых есть пищевые добавки (красители, консерванты и другие).
    • Маргарин.
    • Не сезонные фрукты и овощи.
    • Сладкую газировку.
    • Продукты с кофеином.
    • Майонез, кетчупы и другие соусы промышленного производства.
    • Острые блюда.
    • Фастфуд.
    • Сырокопченые колбасы.
    • Грибы.
    • Блюда, которые готовятся во фритюре.
    • Соки в пакетах.
    • Жвачки и леденцы.


    Газированные напитки и продукты с вредными добавками стоит по максимуму исключить из рациона

    Какие давать жидкости?

    Самые оптимальные напитки для ребенка школьного возраста – вода и молоко. Недостатками соков являются большое содержание сахара и повышенная кислотность, поэтому их следует либо давать во время приемов пищи, либо разбавлять водой.

    На общее количество жидкости, которую должен употреблять школьник в день, влияет его активность, питание и погода. Если погода жаркая, а активность ребенка повышена, давайте ребенку больше воды или молока.

    Газированные напитки и продукты с кофеином в младшем школьном возрасте не рекомендованы. Старшим школьникам давать такие напитки допустимо, но не во время приемов пищи, так как из-за кофеина ухудшается всасывание железа.

    Как составлять меню?

    • На завтрак советуют дать 300 г основного блюда, например, каши, запеканки, сырников, макарон, мюсли. К нему предложите 200 мл напитка – чая, какао, цикория.
    • В обед советуют есть овощной салат или другую закуску в количестве до 100 г, первое блюдо в объеме до 300 мл, второе блюдо в количестве до 300 г (оно включает мясо или рыбу, а также гарнир) и напиток объемом до 200 мл.
    • Полдник может включать запеченные либо свежие фрукты, чай, кефир, молоко или другой напиток с печеньем или домашней выпечкой. Рекомендуемый объем напитка для полдника – 200 мл, количество фруктов – 100 г, выпечки – до 100 г.
    • Последний прием пищи включает 300 г основного блюда и 200 мл напитка. На ужин стоит приготовить ребенку легкое белковое блюдо, например, из творога. Также для ужина хорошо подходят блюда из картофеля и других овощей, каши, блюда из яиц или рыбы.
    • К каждому приему пищи можно добавлять хлеб в дневном количестве до 150 г пшеничного хлеба и до 75 г ржаного.

    В первую очередь нужно учесть, в какую смену учится ребенок, поскольку это влияет на его приемы пищи. Кроме того, рекомендуется составление рациона не на один день, а на всю неделю, чтобы блюда не повторялись и все нужные продукты присутствовали в недельном меню.


    Обсуждайте и составляйте меню на всю неделю вместе, если уверены, что капризничать при этом ребенок не будет. Приветствуется и вовлечение ребенка в процесс приготовления еды

    Пример правильного меню на неделю

    День недели

    Завтрак

    Обед

    Полдник

    Ужин

    Понедельник

    Сырники с яблоками и сметаной (300 г)

    Чай (200 мл)

    Бутерброд (100 г)

    Салат из капусты и моркови (100 г)

    Борщ (300 мл)

    Котлета из кролика (100 г)

    Картофельное пюре (200 г)

    Компот из сушеных груш и чернослива (200 мл)

    Хлеб (75 г)

    Кефир (200 мл)

    Апельсин (100 г)

    Печенье (50 г)

    Омлет с зеленым горошком (200 г)

    Настой шиповника (200 мл)

    Хлеб (75 г)

    Рисовая молочная каша с изюмом (300 г)

    Какао (200 мл)

    Бутерброд (100 г)

    Салат из свеклы (100 г)

    Бульон с яйцом (300 мл)

    Биточки из говядины (100 г)

    Тушеная капуста с кабачками (200 г)

    Яблочный сок (200 мл)

    Хлеб (75 г)

    Молоко (200 мл)

    Булочка с творогом (100 г)

    Яблоко свежее (100 г)

    Картофельные зразы с мясом (300 г)

    Чай с медом (200 мл)

    Хлеб (75 г)

    Омлет с сыром (200 г)

    Рыбная котлета (100 г)

    Чай (200 мл)

    Бутерброд (100 г)

    Баклажанная икра (100 г)

    Картофельный суп с клецками (300 мл)

    Тушеная печень (100 г)

    Кукурузная каша (200 г)

    Фруктовый кисель (200 мл)

    Хлеб (75 г)

    Кефир (200 мл)

    Блины с творогом и изюмом (300 г)

    Молоко (200 мл)

    Хлеб (75 г)

    Гречневая молочная каша (300 г)

    Цикорий (200 мл)

    Бутерброд (100 г)

    Салат из редиса и яйца (100 г)

    Рассольник домашний (300 мл)

    Куриная котлета (100 г)

    Цветная капуста отварная (200 г)

    Гранатовый сок (200 мл)

    Хлеб (75 г)

    Молоко (200 мл)

    Пирожок с яблоками (100 г)

    Запеканка из вермишели и творога (300 г)

    Чай с вареньем (200 мл)

    Хлеб (75 г)

    Творожные оладьи с медом (300 г)

    Чай с молоком (200 мл)

    Бутерброд (100 г)

    Салат из яблока и моркови со сметаной (100 г)

    Бульон с лапшой (300 мл)

    Бефстроганов с тушеными овощами (300 г)

    Компот из винограда и яблок (200 мл)

    Хлеб (75 г)

    Фруктовое желе (100 г)

    Простокваша (200 мл)

    Бисквит (100 г)

    Рисовый пудинг с изюмом и курагой (300 г)

    Кефир (200 мл)

    Хлеб (75 г)

    Омлет с помидорами (200 г)

    Цикорий с молоком (200 мл)

    Хлеб (75 г)

    Воскресенье

    Пшенная каша с тыквой и морковью (300 г)

    Чай с медом (200 мл)

    Бутерброд (100 г)

    Салат из огурцов и помидор (100 г)

    Суп-пюре из овощей (300 мл)

    Биточки из кальмара (100 г)

    Отварные макароны (200 г)

    Томатный сок (200 мл)

    Хлеб (75 г)

    Кефир (200 мл)

    Груша (100 г)

    Творожное печенье (50 г)

    Картофельные котлеты со сметаной (300 г)

    Молоко (200 мл)

    Хлеб (75 г)

    Несколько полезных рецептов

    Рыбные зразы с творогом

    Кусочки рыбного филе (250 г) немного отбейте и посолите. Творог (25 г) смешайте с зеленью и солью. Положите немного творога на каждый кусок рыбного филе, сверните рулетиком и обваляйте в муке, а потом во взбитом яйце. Немного обжарьте на сковороде, а потом поставьте зразы в духовку, чтобы довести их до готовности.

    Рассольник

    Почистите, нашинкуйте, а затем пассеруйте одну морковь и одну луковицу, пока они не приобретут желтый цвет. Добавьте томатную пасту (2 ч. л.), готовьте еще 2-3 минуты, затем снимите с огня. Почистите три картофелины, нарежьте на дольки и отварите до полуготовности. Добавьте к картофелю пассерованные овощи, нарезанный маленькими кубиками один соленый огурец и щепотку соли. Варите суп до готовности на маленьком огне, а перед подачей в каждую тарелку положите чайную ложку сметаны, которую посыпьте нарезанной зеленью.

    Заливные шарики из мяса

    Возьмите полкило мяса с костями и сварите, добавив в воду четверть корня сельдерея и четверть корня петрушки. Бульон слейте в отдельную емкость, а мясо измельчите на мясорубке вместе с поджаренной на масле луковицей. Добавьте к получившемуся фаршу сметану (2 ст. л.), растертое сливочное масло (3 ст. л.), перец и соль. Сделайте небольшие шарики. К бульону добавьте предварительно подготовленный желатин (10 г). Залейте шарики бульоном и оставьте застывать. Можно добавить к шарикам нарезанную отварную морковь и сваренные куриные яйца.


    Кормите ребенка-школьника с общего стола и показывайте своим примером, как нужно питаться

    Возможные проблемы

    В питании ребенка школьного возраста возможны разные проблемы, с которыми родители должны уметь вовремя справляться.

    Что делать, если ребенок не кушает продукты, которые ему нужны?

    У ребенка старше семи лет уже сформировались вкусы, поэтому он может отказываться от определенных продуктов, и настаивать, чтобы он их ел, несмотря на отвращение и неприятие, не стоит. Так пищевое поведение может еще больше усугубиться. Родителям стоит попробовать готовить нелюбимые продукты разными способами, возможно, один из них понравится ребенку.

    В остальном же настаивать на употреблении какой-либо пищи не нужно, если питание ребенка можно назвать разнообразным – если в его рационе есть хотя бы 1 вид молочных продуктов, 1 вид овощей, 1 вариант мяса или рыбы, 1 вид фруктов и какое-либо блюдо из злаков. Эти группы продуктов обязательно должны быть в детском меню.

    Быстрые перекусы в школьной столовой

    Для младших школьников в учебных заведениях обычно предусмотрен завтрак, а иногда и горячий обед. Если же ученик покупает в столовой выпечку, родителям стоит позаботиться о том, чтобы завтрак перед учебой и обед сразу после возвращения домой были питательными и сделанными из полезных продуктов. Также давайте ребенку с собой полезную альтернативу школьным булочкам, например, фрукты, йогурты или домашнюю выпечку.

    Отсутствие аппетита из-за стресса

    Многие школьники испытывают серьезные психологические нагрузки во время обучения, что сказывается на аппетите. Родителям следует внимательно наблюдать за ребенком и вовремя отреагировать на ситуацию, когда стресс стал причиной снижения аппетита.

    Важно продумать отдых ребенка после возвращения домой и в выходные, предоставив ему возможность переключить внимание и заняться любимым делом. Снять стресс помогают увлечения, особенно, связанные с физической активностью, например, походы в горы, ролики, велосипед, разные спортивные секции.


    Отсутствие аппетита часто бывает вызвано стрессом. Поддерживайте ребенка и чаще говорите с ним по душам

    Как понять, что отсутствие аппетита является симптомом болезни?

    На то, что сниженный аппетит может быть признаком заболевания, будут указывать такие факторы:

    • Ребенок худеет, он малоактивный и вялый.
    • У него появились проблемы со стулом.
    • Ребенок бледный, его кожа очень сухая, состояние волос и ногтей ухудшилось.
    • Ребенок жалуется на периодическое появление болей в животе.
    • На коже появились высыпания.

    Переедание

    Избыточное употребление пищи приводит к полноте у детей, причиной которой чаще всего выступает наследственность и образ жизни. Полному ребенку врач порекомендует изменить питание, однако родители могут столкнуться с трудностями. К примеру, чтобы не соблазнять ребенка сладостями, от них придется отказаться всей семье. К тому же, ребенок будет считать, что запреты несправедливы, и может лакомиться запрещенными блюдами тайком.

    Лучше всего, если полный ребенок пообщается с диетологом один, тогда он легче воспримет советы врача и почувствует себя более ответственным. По словам специалистов, переедание нередко является признаком психологического неблагополучия, например, одиночества. Поэтому есть смысл сходить с ребенком и к психологу.


    Неправильное питание и стрессы - самые частые причины повышенного веса ребенка

    • Приобщить школьника к принципам здорового питания помогут совместные с родителями приемы пищи, при условии, что вся семья питается правильно. Рассказывайте ребенку больше о полезности продуктов и важности питания для поддержания здоровья.
    • Если ребенок берет с собой еду в школу, предложите бутерброды с сыром, запеченным мясом, пирожок, булочку с творогом, рогалик, запеканку, фрукты, сырники, йогурты. Продумайте, как упаковать пищу и как ребенок сможет ее съесть. Для этого следует купить специальные контейнеры, а также заворачивать бутерброды в пленку.
    • Не давайте детям полностью обезжиренные продукты, но отдавайте предпочтение маложирным видам молочной продукции.

    Калорийность питания является показателем количества суточного потребления пищи, необходимого для обеспечения функционирования организма, выполнения им всех необходимых биохимических и физиологических процессов, поддержания температуры тела, функционирования различных систем и органов, а также для ведения разнообразной деятельности человека.

    Необходимая для поддержания всех вышеперечисленных процессов организма калорийность питания напрямую зависит от массы тела, роста, возраста и пола человека. К примеру, для женщин ее показатель на 15% меньший, чем для мужчин, однако при беременности калорийность питания женщин должна возрасти на 15-25% от привычной нормы.

    Физиологическая потребность в энергии для взрослых колеблется от 2000 ккал до 4100 ккал в сутки для мужчин, и от 1700 ккал до 3000 ккал в сутки для женщин. Для детей возрастом до одного года физиологическая потребность в энергии составляет 100-115 ккал на 1 кг массы тела в сутки, а для детей возрастом от одного года и до 18 лет – от 1100 ккал до 2800 ккал в сутки, с ростом калорийности питания во время подросткового периода.

    Также на калорийность питания человека может влиять смена места жительства, которая сопровождается сменой климата, к примеру, с субтропического на умеренно холодный, что, естественно, повысит затраты энергии организма на адаптацию к такому холодному климату, а количество потребляемых калорий придется увеличить примерно на 15%.

    Калорийность завтрака

    Завтрак является наиболее важным приемом пищи за день, так как именно за его счет организм обеспечивается энергией на целый день. Калорийность завтрака взрослого человека, при соблюдении режима правильного питания, составляет от 300 до 600 ккал, не больше и не меньше.

    Примерами меню с калорийностью завтрака, не превышающего 500 ккал, очень вкусных блюд, являются:

    • Две вафли из цельнозерновой муки с кленовым сиропом и черникой;
    • Одна порция омлета со шпинатом и кусочками поджаренного бекона с двумя поджаренными цельнозерновыми тостами;
    • Одна порция парфе из гранолы и тыквы;
    • Рогалик, тарталетки или бублик из цельнозерновой муки с домашним плавленым сыром, зеленью и помидорами;
    • Два банановых блинчика с арахисовым маслом;
    • Одна порция домашнего йогурта с кусочками ягод или фруктов;
    • Салат из свежих овощей с зеленью, политый оливковым маслом и лимонным соком;
    • Овощные и фруктовые свежеотжатые соки.

    Под одной порцией подразумевается объем готового блюда в 200-250 г, только тогда калорийность завтрака не будет превышать указанной нормы. Такие завтраки не только хорошо утоляют голод, но и обеспечивают организм клетчаткой, витаминами и макроэлементами, а также подходят тем, кто следит за своим весом, позволяют поддерживать невысокий уровень калорийности питания.

    Калорийность обеда

    Обед является вторым по значимости после завтрака приемом пищи для организма. Очень важно, чтобы он был полноценным и не голодным, иначе есть вероятность сорваться и переесть во время ужина. Калорийность обеда должна составлять 35-40% от суточной нормы потребления калорий и варьироваться от 500 до 800 ккал.

    Полезными продуктами для меню с калорийностью, не превышающей 800 ккал за порцию, являются мясо, рыба, овощи, фрукты, кисломолочная продукция, разнообразные супы и бульоны, грибы и бобовые. Также во время обеда можно употребить немного десерта, приготовленного самостоятельно – только так можно быть уверенным, что он будет состоять из полезных и свежих ингредиентов, а не из насыщенных транс-жиров и легких углеводов, употребление которых приводит к накоплению жира и лишнего веса в организме. На калорийность обеда правильно приготовленный десерт негативного влияния оказывать не будет, главное не переусердствовать с порциями. Рецептами вкусных и полезных десертов являются:

    Калорийность обеда с такими десертами особо не возрастет, а употребление таких вкусных блюд благотворно влияет на здоровье и настроение человека.

    Калорийность ужина

    Ужин является не менее важным приемом пищи наравне с обедом и завтраком, пропускать его не следует даже из страха набрать лишний вес, ведь он влияет на общую калорийность питания человека. Важно помнить, что ужин должен заканчиваться за 3-4 часа до сна, состоять из легкой пищи, а калорийность питания, получаемого во время его приема, не должна превышать четвертую часть от общего количества потребляемых за день калорий. В среднем оно варьируется от 250 до 500 ккал за один прием. Идеальными продуктами для меню с калорийностью, не превышающей вышеуказанной нормы, являются тушеные или запеченные овощи, салаты, отварное мясо и рыба, обезжиренный кефир и зеленый чай с медом.

    Внимая всем вышеперечисленным советам по поводу калорийности питания, завтраков, обедов и ужинов, важно не забывать о перекусах, идеальными продуктами для которых являются орехи, фрукты и кисломолочная продукция, а также об употреблении не менее 1,5 л простой или минеральной воды в сутки.

    Маташова Виктория

    Исследовательская работа ученицы 6 класса "Калории в жизни школьников"

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Управление образования администрации Ленинск – Кузнецкого городского округа

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №12»

    Калории в жизни школьника

    ученица 6 «Б» класса

    Руководитель: Слотюк М.В.

    учитель математики

    Ленинск – Кузнецкий

    2014

    Введение

    Основная часть:

    1. Состав продукта
    2. Норма потребления калорий
    3. Расход энергии при различной деятельности
    4. Мой режим дня

    Заключение

    Приложение

    Введение

    Школьный возраст - это период бурного роста организма. Для этого периода характерны неравномерность созревания и развития.

    При учебных нагрузках у школьников особенно возрастает потребность в здоровом рациональном питании; в витаминах и микроэлементах, дефицит которых ведёт к нарушениям процесса роста, снижению памяти и внимания.

    Большинство болезней можно предотвратить, если вести здоровый образ жизни и правильно питаться!

    Тема правильного питания в последнее время стала очень актуальной. Сегодня, кажется, чуть ли не все «следят за своими калориями».

    Для сохранения здоровья необходимо, чтобы человек получал с пищей то количество калорий, которое он тратит в течение суток. То есть, в питании должен быть энергетический баланс.

    Домашнее питание школьников должно дополнять школьное, что обеспечивает полноценность всего суточного пищевого рациона.

    Поэтому свою работу я назвала: «Калории в жизни школьника».

    Цель работы : исследование зависимости между энергозатратностью организма и энергоемкостью (калорийностью) пищи, для организации здорового питания школьников.

    Задачи :

    • Проанализировать научную информацию по теме;
    • Рассчитать количество потребляемых калорий школьниками;
    • Разработать рекомендации по улучшению питания учащихся.

    Объект исследования : здоровое питание.

    Предмет исследования : калорийность питания школьников.

    Методы исследования : изучение литературы, опрос, анкетирование,

    математические и статистические методы.

    1. Состав продукта

    Энергетическая ценность или энергоемкость, или калорийность – это количество энергии высвобождаемой в организме человека из продуктов питания в процессе пищеварения. Энергетическая ценность продукта измеряется в килокалориях (кКал) из расчета на 100 граммов продукта.

    Энергетическая ценность продукта складывается из 6 основных компонентов - эти компоненты называются пищевыми веществами. К пищевым веществам относятся белки, углеводы, жиры, витамины, минеральные вещества и вода.

    Белки - это основной строительный материал организма. Богатые источники белка: белое мясо птиц, печень и мясо телят, рыба, творог и белок яиц.

    Углеводы – это наша главная энергетическая кладовая, топливо, благодаря которому работают мышцы, сердце, мозг, пищеварительная система. Богатые источники углеводов - это мучные изделия, овощи, фрукты, фасоль, горошек, мёд, варенье, фруктоза, сахар.

    Жиры - также важный строительный материал для организма, они обеспечивают энергетику мышц при длительной интенсивной работе, жиры помогают поддерживать постоянную температуру тела. Жиры содержатся во всех видах растительного масла, в колбасах, сметане, молоке, сыре, овсяных и гречневых крупах, орехах (особенно, в грецких). Жиры плохо поддаются сгоранию в организме, поэтому в нём накапливаются. Полное исключение жиров (холестерина) из рациона питания не допустимо.

    Витамины - это вещества жизни, которые присутствуют в продуктах питания в небольших количествах, но влияют на важнейшие функции организма (такие как гормональный баланс, иммунитет, зрение и многое другое).

    Минералы - это вещества, которые поддерживают в норме многие функции организма. К ним относятся кальций, фосфор, железо, магний, калий и другие. Всего насчитывается более 30 минералов и микроэлементов, без которых невозможно нормальное функционирование организма.

    Вода является таким же важным компонентом питания, как все перечисленные выше пищевые вещества. Дневная потребность в жидкости 1,5-2 литра. В витаминах же, минеральных веществах и воде калорий не содержится.

    Хорошо известно, что организм получает необходимую ему энергию из пищи. И сколько бы человек ни съел, его организм использует в качестве топлива только ту часть пищи, которая покрывает его энергетические нужды, и не более того, ибо в противном случае можно было бы взорваться, подобно перегретому паровому котлу. Поэтому, если пищи съедено больше, чем надо организму, излишки её преобразуются в жир и откладываются в клетках жировой ткани про запас. Если же энергозатраты организма превышают энергопоступление с пищей, необходимую добавку энергии организм получает за счет сжигания собственного жира, отложенного ранее про запас.

    1. Норма потребления калорий
    • Нормальный вес тела;
    • Возраст;
    • Характер выполняемой работы.

    Недавно Институт возрастной физиологии РАО изучил показатели работы сердца и дыхания школьников во время уроков – оказалось, что по степени напряжения организма в момент занятий ребенка можно сравнить с космонавтом, находящимся в невесомости. Ученик сидит за партой, но при этом его эмоциональная и интеллектуальная нагрузка настолько велика, что он тратит огромное количество калорий – мозг школьника расходует почти 25% полученной с пищей энергии, в то время как «голова» взрослого – лишь 3-4%.

    Количество калорий и пищевых веществ на 1 кг будет тем больше, чем меньше возраст ребенка. От 6 до 8 лет – 70-80 калорий, от 8 до 12 лет – 60-70 калорий и для детей старшего возраста – 50-60 калорий на 1 кг веса.

    Таблица 1.

    Таблица калорийности для школьников

    Возраст

    Калорий в сутки

    Белков в сутки - г

    Жиров в сутки – г

    Углеводов в сутки –г

    6 лет

    до 2000

    до 75

    до 49

    до 280

    7 – 10 лет

    до 2300

    до 87

    до 52

    до 322

    11-13 лет (мальчики)

    2400-2700

    до 102

    до 61

    до 378

    11-13 лет (девочки)

    2300-2500

    до 94

    до 56

    до 350

    14-17 лет (мальчики)

    2800-3000

    до 113

    до 68

    до 420

    14-17 лет (девочки)

    2400-2600

    до 98

    до 58

    до 384

    Я решила высчитать норму потребления калорий в день у своих одноклассников (данные расчеты произведены исходя из веса школьников) и сравнить полученный результат с нормами веса школьников 12-13 лет. Вес своих одноклассников мы измерили на классном часу. Затем вычислила средний вес отдельно девочек и мальчиков, после этого узнала, сколько ккал в среднем положено.

    Таблица 2.

    Таблица веса учащихся 6 «Б» класса.

    Таблица 3.

    Таблица соотношения полученных результатов с нормами ВОЗ у девочек

    Таблица 4.

    Таблица соотношения полученных результатов с нормами у мальчиков

    Из таблиц и диаграмм (Приложение 1,2) видно, что вес и килокалории это две прямо пропорциональные величины, чем выше вес, тем больше потребление калорий. Не трудно заметить, что средний вес моих одноклассников ниже допустимых норм, особенно это заметно у мальчиков. Например, средний вес у них 44 кг при норме 46, значит, ежедневно организм не получает 120 килокалорий. Возможно, это связано с тем, что все мы живем в частном секторе, много времени проводим на свежем воздухе, ведем активный образ жизни или наоборот, проблемы с правильным питанием. Чтобы это выяснить, был проведен социологический опрос «Как ты питаешься?». Результаты были получены следующие: 73% учащихся считают, что завтрак необходим, но лишь у двоих ребят он является полноценным и включает в себя яичницу, бутерброд с маслом или колбасой и напитки (в основном чай). У 40% учащихся завтрак состоит из чая и бутерброда, 16% детей пьют только чай. К сожалению, есть и такие, которые совсем не завтракают – 44%.

    Все учащиеся считают овощи важнейшим компонентом питания, но в пищевой рацион у детей включены в основном морковь (47%), капуста (34%), огурцы и помидоры (31%). Другие овощи в пищевом рационе представлены мало. Лишь 44% детей получают фрукты один, иногда 2 раза в день, остальные едят фрукты редко и в основном получают их во второй половине дня. Из большого разнообразия соков дети пьют в основном яблочный и апельсиновый, и никто не пьет компоты, приготовленные в домашних условиях.

    Молоко и молочные продукты систематически появляются в рационе у 37% опрошенных, редко – у 27% и лишь 11% получают молоко на завтрак. Рыбу учащиеся едят мало, предпочитая ей разные сорта мяса, особенно курицу. Но что больше всего радует, что 100% считают, что здоровые привычки питания помогут человеку остаться здоровым.

    1. Калорийность питания в школьной столовой

    Режим питания школьника строится с учетом приемов пищи дома и в школе. Познакомившись с калорийностью продуктов, я решила подсчитать энергетическую ценность блюд, которые нам готовят в школьной столовой. Так как я учусь в первую смену, то можно придерживаться следующего режима питания:

    1 завтрак дома (7.30) – 20% калорийности суточного рациона;

    2 завтрак в школе (11 часов) – 20% калорийности суточного рациона;

    Обед дома (14-15 часов) – 35% калорийности суточного рациона;

    Ужин дома (19-20 часов) – 25% калорийности суточного рациона.

    Исходя из этого примера, 20% калорийности суточного приема приходится на питание в столовой. То есть, если норма для школьников 13 лет составляет 2500 Ккал, то блюда школьной столовой должны иметь энергетическую ценность не меньше 500 Ккал. Я в течение недели записывала меню блюд, которые кушала, а затем подсчитала их калорийность пользуясь таблицей калорийности готовых блюд на сайте http://www.pitportal.ru. В результате вычислений получилось, что энергетическая ценность составляет в среднем примерно 430 Ккал, что на 70 Ккал меньше нормы. Но, однако, компенсировать недостаток калорий можно за счет булочек, которые мы всегда заказываем к порции. В меню преобладающими блюдами являются: макароны, картофельное пюре, колбаса, рыба, котлеты мясные, чай, кофейный напиток. В меню отсутствуют салаты, фрукты.

    1. Энергетическая ценность моего питания

    Познакомившись с калорийностью продуктов, я решила подсчитать ценность моего суточного рациона.

    Таблица 5.

    Прием пищи

    Продукты

    кКал

    Завтрак

    Чай с сахаром

    Бутерброд с колбасой

    Горячее питание в школе

    Чай с сахаром

    Макароны

    136,06

    Сосиска

    Хлеб белый

    Булочка

    Обед

    Чай с сахаром

    Щи

    Хлеб белый

    Сдобная булочка

    Шоколад

    Ужин

    Чай с сахаром

    Картофельное пюре

    95,47

    Котлета

    128,2

    Яблоко

    Сок виноградный

    105,6

    Итого

    2600,33

    Из таблицы видно, что мое энергопоступление с пищей равно 2600,33 килокалорий. Исходя из моего возраста, ежедневно я должна получать 2300 кКал, значит 300 кКал лишние. Выяснив это, мне захотелось узнать, сколько же калорий я трачу.

    1. Расход энергии человеком при различной деятельности и на отдыхе

    В книге (1) я нашла таблицу средних затрат энергии при различных видах деятельности за 1 минуту на 1 кг веса человека. С помощью этой таблицы можно определить энерготраты при различных видах деятельности, я выбрала только те виды деятельности, которые мне подходят.

    Таблица 6.

    Расход энергии при различных видах деятельности

    (включая основной обмен)

    Вид деятельности

    Энергозатраты, кКал

    Ходьба: 110 шагов в 1 мин.

    0,0680

    Физические упражнения

    0,0648

    Школьные занятия

    0,0264

    Личная гигиена

    0,0399

    Надевание и раздевание одежды и обуви

    0,0281

    Прием пищи сидя

    0,0236

    Отдых: стоя

    Сидя

    Лежа (без сна)

    0,0264

    0,0229

    0,0183

    Уборка постели

    0,0329

    Сон

    0,0155

    Величины энерготрат необходимо умножить на время выполнения той или иной деятельности, а затем их суммировать. Общая сумма килокалорий показывает расход энергии за сутки на 1 кг массы тела человека. Для определения суточного расхода энергии нужно умножить полученную величину на массу тела, добавить 30% от суточного расхода энергии необходимого для роста и развития организма. Таким образом, чтобы вес оставался постоянным, число калорий, поступающих с пищей, не должно превышать энергетические потребности человека.

    1. Мой режим дня

    Меня заинтересовало, а сколько же я трачу калорий в день? Чтобы это выяснить, я составила свой режим дня и высчитала количество затраченных калорий. Я учусь в первую смену, поэтому свой день начинаю с 7:00 утра, а спать ложусь в 22:00.

    Таблица 7.

    Вычисление расхода энергии за день.

    Виды деятельности

    Время, мин

    Расход энергии, кКал/1 кг веса

    7:00

    Подъем

    7:00-7:05

    Уборка постели

    7:05-7:20

    Личная гигиена

    7:20-7:35

    Завтрак

    7:35-7:55

    Дорога в школу

    7:55-13:30

    Занятия в школе

    6 уроков

    Перемены

    13:30-13:50

    Дорога из школы

    13:50-14:10

    Обед

    14:10-15:10

    Помощь по дому

    15:10-17:10

    Приготовление уроков

    17:10-18:40

    Игра на компьютере

    18:40-19:00

    Ужин

    19:00-21:45

    Просмотр телевизора

    21:45-22:00

    Подготовка ко сну

    22:00-7:00

    Сон

    Итого:

    34,4

    Масса моего тела – 53 кг. 53 х 34,2=1823,2 – расход энергии за день. Разница между приходом и расходом энергии за день: 2600,33-1823,2=777,13 Ккал. Но так как мой организм интенсивно растет и развивается, то ему требуется на 30% энергии больше, чем затратил организм. 1823,2 х 0,3= 546,96 ккал расходуется на рост и развитие организма. Таким образом, 777,13 – 546,96=230,17 ккал все-таки являются лишними. Считается, что 9 ккал энергии дают прибавку веса на 1 г. 230,17: 9=25,57 граммов. Таким образом, исходя из моего режима дня, я ежедневно прибавляю в весе примерно 26 граммов.

    Заключение

    В ходе выполнения работы я выяснила, что средний вес учащихся моего класса ниже нормы, это объясняется тем, что дети не серьезно относятся к здоровому питанию, многие совсем не завтракают, мало едят фруктов, не пьют натуральные соки, нет разнообразия в еде. Так же хотелось бы большего разнообразия и в школьной столовой: салаты, фрукты, соки.

    Работая с разделом «норма потребления калорий», я научилась вычислять свою дневную норму и расстроилась, что потребляю в день на 300 килокалорий больше нормы. Составив меню на день и узнав его состав, я научилась считать калорийность моего суточного рациона и решила более серьезно подходить к вопросу питания. Пользуясь таблицей энергозатрат при различных видах деятельности, я сопоставила приход и затраты энергии, у меня получился не очень утешительный результат. Поэтому я сразу же решила записаться в спортивную секцию дзюдо и уже имею небольшие достижения на уровне города. Также теперь более тщательно слежу за своим питанием, считая калории. При этих подсчетах я еще раз убедилась, что математика удивительная наука. Она помогает нам правильно питаться, а значит сохранить свое здоровье. Поэтому в дальнейшем я планирую продолжить свое исследование и более подробно изучить энергетическую ценность продуктов и влияние их на организм.

    Литература

    1. Петровский, К.С. Гигиена питания. М.: Медицина, 1971.
    2. «Правила питания школьников» http://duma.tomsk.ru
    3. «Основы здорового образа жизни школьников» http://stanzdorovei.ru
    4. http://calora.ru
    5. http://pitportal.ru

    Приложение 1.

    Диаграмма 1.

    Соотношение среднего веса девочек с нормой

    Диаграмма 2.

    Соотношение среднего потребления и нормы кКал у девочек

    Приложение 2.

    Диаграмма 3.

    Соотношение среднего веса мальчиков с нормой.

    Диаграмма 4.

    Соотношение среднего потребления и нормы кКал у мальчиков.

    Демина Ксения

    1. Дондафер Настя
    1. Куфрин Михаил
    1. Маташова Виктория
    1. Мурзина Анастасия
    1. Наумкина Елизавета
    1. Полосухин Василий
    1. Поткина Юлия
    1. Прудникова Ксения
    1. Ромашков Илья
    1. Самойлова Вероника
    1. Спиридонов Данил
    1. Стасеев Антон
    1. Тищенко Степан
    1. Урманова Диана
    1. Фадеев Алексей
    1. Харитонова Екатерина
    1. Черных Данил
    1. Чинилова Виктория
    1. Штуро Карина
    1. Щекочихин Андрей
    1. Эммерих Владимир
    1. Яркова Ксения

    Приложение 4.

    Анкета «Как ты питаешься?»

    1. Завтракаешь ли ты?

    2. Что ты ешь на завтрак?

    3. Считаешь ли ты, что завтрак необходим?

    4. Какие овощи ты любишь больше всего?

    5. Какие овощи ты ешь?

    6. Ешь ли ты сырые овощи?

    7. Какие сырые овощи ты ешь?

    8. Ешь ли ты овощи в перерывах между приемами пищи?

    9. Сколько раз в день ты ешь овощи?

    10. Любишь ли ты фрукты?

    11. Какие фрукты ты любишь больше всего?

    12. Ешь ли ты фрукты на завтрак?

    13. Ешь ли ты фрукты на обед?

    14. Сколько раз в день ты ешь фрукты?

    15. Какие фруктовые соки ты пьешь?

    16. Какой сорт хлеба ты ешь чаще всего?

    17. Сколько раз в день ты пьешь молоко?

    18. Пьешь ли ты молоко на завтрак?

    19. Что ты ешь чаще всего между основными приемами пищи?

    20. Что ты пьешь чаще всего?

    21. Любишь ли ты рыбу?

    22. Любишь ли ты мясо курицы?

    23. Любишь ли ты другие сорта мяса?

    24. Ты считаешь свой вес:

    А) нормальным, б) избыточным, в) недостаточным.

    25. Придерживаешься ли ты мнения, что здоровые привычки питания помогут тебе сохранить и укрепить здоровье?

    по улучшению питания учащихся

    1. Увеличить разнообразие блюд в школьной столовой

    2. Ввести в рацион питания больше блюд из свежих овощей (капусты, свеклы, моркови, огурцов, помидоров и др.)

    3. Внести в меню продукты молочного происхождения

    4. Из напитков предлагать учащимся натуральные соки

    5. Увеличить калорийность блюд.

    Школьник должен знать:

    1. Бутерброд не может заменить полноценный горячий обед;
    2. Сладости лучше есть в начале дня;
    3. Кисломолочные продукты, сладости и фрукты едят отдельно друг от друга.

    Школьник, запомни!

    Ты, - будущее! И пусть оно будет здоровым и успешным!



Похожие статьи